Неклассическое воспитание О.С. Газман

Новое в образовании » Воспитательные возможности детского клуба » Неклассическое воспитание О.С. Газман

Страница 3

В процессе осознания значения коллективной деятельности, поступков товарищей с точки зрения перспектив жизни данного коллектива и общественной морали возникает состояние общего стремления к реализации стоящих перед коллективом задач. С появлением субъективно принятой большинством общей цели коллектив переходит на новую стадию своего развития, характеризующуюся сознательным и волевым стремлением к достижению успеха в совместной деятельности, имеющий общественный смысл. Вместе с тем успех коллектива в реализации общественно важных целей повышает его значимость в глазах ребят, вызывает чувство гордости коллективом, уважение к нему. Отсюда возникает желание соответствовать там нравственным образцам, ценностям, идеалам, которые одобряются данным коллективом.

На завершающем этапе развития временного коллектива его нравственно-психологическое состояние, включая выработанное в предыдущие периоды критическое отношение к коллективной жизнедеятельности и в то же время уверенность в своих силах, веру в успех, обеспечивает условия, побуждающие ребят к работе над собой, к самовоспитанию. В этот период коллектив существует для каждого как источник самовоспитания, как инструмент развития индивидуальности.

Успех идеальных побуждений, положительные результаты деятельности, достигнутые в предшествующий период, повышают реальную самооценку школьников, актуализируют гражданские мотивы, стимулируют воспитание качеств, необходимых для активной общественной позиции в жизни. Коллективное сознание характеризуется возникновением единого общественного мнения.

Установка на самовоспитание, желание действовать и за пределами данного коллектива в соответствии с его идеалами сохраняется, если удается, во-первых, предоставить каждому возможность через коллектив осознать себя, свои возможности, свою жизненную позицию; во-вторых, увлечь формами и методами самовоспитания; в-третьих, создать условия каждому для самостоятельной деятельности в соответствии с принятой активной общественной позицией и индивидуальными особенностями личности.

«Рассматривая коллектив в качестве средства воспитания, пытаясь проникнуть в механизм влияния его на ребенка, мы обращаемся к явлениям группового сознания, к той новой силе, которая рождается в результате взаимодействия членов коллектива, в результате реализации ими совместных целей».

Коллективное образование (групповые нормы, ценности, общественное мнение, настроения) воздействуют на членов коллектива не как отдельно взятые факторы, а как реально существующее интегративное целое – через коллективное сознание.

Целостный, системный подход к изучению явлений общественного и индивидуального сознания в науке становится ведущей тенденцией времени, ибо не просто «те или иные идеи взгляды, представления и чувства в отдельности оказывают непосредственное воздействие на деятельность людей, а их сплав, то есть те образования, которые возникают в результате взаимодействия различных идей и взглядов, представлений и чувств».

Как общественное, так и коллективное сознание как целостное образование всегда что-то испытывает, переживает, оценивает, т.е. находится в том или ином состоянии. Коллективное сознание как отражение действительности в каждый переживаемый коллективом период не существует аморфно, а фиксируется, концентрируется в конкретном своем состоянии. Психологическое состояние коллектива, состояние его сознания выступают связующим звеном между отражением действительности и деятельностью людей по изменению этой действительности.

Испытывая определенные состояния, детский коллектив играет роль активной силы в регулировании поведения ребенка. Понять, предвидеть варианты воздействия коллектива на личность возможно, познав не только эту личность, но и содержание и направленность состояния коллективного сознания в данный момент. Состояние, которое переживает коллектив в данный период, обусловлено всем предшествующим опытом коллективной жизни, оно выступает как интеграция, продукт, итог всех предшествующих состояний, а также факторов данной конкретной ситуации. Таким образом, психологическое состояние коллектива выступает как объективный фон, в котором закодирована готовность членов коллектива (или отсутствие таковой) к действию, к достижению совместных целей, т.е. состояние выступает как установка, как инструмент ориентации на будущее.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Особенности социально-культурной среды современного российского села
Значительное влияние на жизнь человека оказывает окружающая среда, являясь главным фактором его воспитания, индивидуального развития, обучения, образования, социальной защиты. Специфика окружающей среды зависит от географического положения ...

Коррекция формы бровей
Брови являются наиболее красноречивой частью лица. От формы бровей во многом зависят выражение лица и впечатление, производимое человеком. Обычно брови нуждаются хотя бы в небольшой корректировке формы путем выщипывания. Густые брови необх ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru