Одной из наиболее актуальных методологических задач сегодня является разработка основ оптимальной стратегии российской системы образования, обеспечивающей не только выживание, а устойчивое ее развитие и превращение в решающий фактор возрождения нашей страны как великой державы. Практическое решение этой задачи следует считать главной целью образовательной стратегии, поскольку только на такой общественной основе могут обеспечиваться подлинно демократические и гуманные условия индивидуального развития и действительно свободного самоопределения каждой личности.
Деятельность людей в любой ее форме (научно-практическая и т. д.) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются, это и есть проблема метода.
Метод (пер. с греческого methodos) – в самом широком смысле слова – “путь к чему-либо”, способ деятельности субъекта в любой его форме.
Понятие методологии – система общих принципов познания и регуляторов практической деятельности, которая основывается на определенном мировоззрении, гносеологии и соответствующих ценностных ориентиров. Одна из ее функций – критический анализ методов и результатов научной и практической деятельности, выявление парадоксов. Однако главные функции современной методологии – конструктивные: формулировка целей, гипотез, прояснение основных понятий, исходных посылок и принципов исследования, определение значимости фактов, иерархии приоритетов и ценностей, выявление закономерностей развития научного знания, смены его парадигм.
Понятие методологии имеет два основных значения: система способов и приемов, применяемых в этой или иной сфере деятельности (в образовании, науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория действий.
Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического приобретения того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.
Каждый учебный предмет вносит вклад в формирование научного мировоззрения учащихся. Роль естественнонаучных дисциплин состоит в создании фундамента для выработки научных взглядов на окружающий мир.
Коснемся классификации методов:
Философские методы(их основные черты):
объективность
всесторонность
конкретность
историзм
принцип противоречия;
Общенаучные подходы и методы исследования;
Частнонаучные методы;
Дисплинарные методы;
Методы дисциплинарного исследования.
Новое о педагогике:
Описание процедур обработки данных
Для описания процедур обработки данных (как есть) можно воспользоваться различными формами представления алгоритмов: схема алгоритма, таблица решений, диаграммы языка UML, HIPO диаграммы. Рассмотрим последнюю форму представления алгоритмов ...
Мультиагентный подход к проектированию АОС
Мульти-Агентная Система (МАС) – это слабосвязанная сеть программно-информационных модулей, взаимодействующих между собой и решающих проблему, которая не может быть разрешена без индивидуальных возможностей и знаний каждого программно-инфор ...