Краткость речи. Это умение передавать мысль наименьшим количеством слов, не дублируя их. Стилистически является не верным, если повторяется уже сказанное, или объясняется и без того понятное.
Полнота речи. Недостатком речи, противоположным краткости, является неполнота. Причиной данной ошибки является то, что пишущий переносит в текст навыки устной разговорной речи. Так при визуальном контакте многие выражения являются понятными и не требуют дополнительных пояснений. Письменный же процесс предполагает более полное развернутое выражение мысли.
Логичность речи. Под логикой речи можно понимать с одной стороны закономерный ход рассуждений и умозаключений, с другой – разумность, внутреннюю закономерность в построении текста. Таким образом, предполагается логика вывода и логика текста.
Реферат заканчивается списком использованной литературы.
Последним этапом работы над рефератом является либо его защита в виде выступления во время семинарского занятия, либо реферат сдается на проверку преподавателю.
Реферат либо печатается на компьютере, либо пишется от руки.
Титульный лист реферата оформляется в соответствии с образцом.
Объем реферата должен составлять 10–12 страниц формата А4, набранных (написанных) с одной стороны листа.
Набор текста осуществляется с использованием редактора Word, шрифта Times New Roman 14 кеглем, межстрочный интервал должен составлять 1 пункт. Абзацный отступ – 1,25 мм.
Устанавливаются следующие размеры полей: верхнего и нижнего – 20 мм, левого – 30 мм, правого – 10 мм. Основной текст реферата выравнивается по ширине.
Шрифт печати должен быть прямым, светлого начертания, четким, черного цвета, одинаковым по всему объему текста реферата. Для акцентирования внимания на определениях, терминах, важных моментах можно использовать компьютерные возможности: курсивное, полужирное, курсивное полужирное, подчеркивания и другое.
Заголовки структурных частей реферата «введение», «глава», «заключение», «литература» печатаются прописными буквами в середине строк с использованием полужирного шрифта размером на 2 пункта больше, чем шрифт основного текста.
Заголовки разделов печатаются строчными буквами полужирным шрифтом размером на 1 пункт больше, чем шрифт основного текста (Пример: «Архитектура Беларуси в XVI–XVIII вв.»).
В конце заголовков глав, разделов и подразделов точку не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой (точками).
Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно составлять 2 межстрочных интервала. Если между двумя заголовками текст отсутствует, то расстояние между ними устанавливается в 1 межстрочный интервал. Расстояние между заголовком и текстом, после которого заголовок следует, должно составлять 3 межстрочных интервала.
Нумерация страниц дается арабскими цифрами. Первой страницей реферата является титульный лист, который включается в общую нумерацию страниц реферата. На титульном листе номер страницы не ставят, на последующих листах номер проставляют в центре нижней части листа без точки в конце.
Список использованной литературы помещается в конце работы. Он содержит библиографические записи либо в алфавитном порядке, либо по мере появления ссылок в тексте. Приведение одной и той же работы в списке литературы допускается только один раз.
Пример оформления списка литературы реферата
Характеристика источника |
Пример оформления |
Один автор |
Бардах Ю. Штудыі з гісторыі Вялікага княства Літоўскага. – Мінск: ТАА «Типография ПОЛИТМАГ», 2002. – 459 c. |
Два, три автора |
Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. – М.: «Юридическая литература», 1980. – 559 с. |
Четыре и более авторов |
Сям’я і сямейны быт беларусаў/пад рэд. В.К. Бандарчыка [і інш.]. пад агульн. рэд. В.К. Бандарчыка – Мн.: Навука і тэхніка, 1990. – 256 с. |
Глава из книги |
Чаквін І.У. Этнаграфія беларусаў эпохі Скарыны: сямейны і грамадскі побыт, матэрыяльная і духоўная культура // Скарына і яго эпоха /пад. рэд. В.А. Чамярыцкага – Мінск: Навука і тэхніка, 1990. – 280 с. |
Отдельный том многотомного издания |
Беларусы: у 9 т. Т. 5: Сям’я/В.К. Бандарчык, Г.М. Курыловіч Т.І. Кухаронак; пад рэд. В.К. Бандарчыка [і інш.]. – Мінск: Бел. навука, 2001. – 375 с. |
Статья из журнала |
Дзярновіч А. Да праблемы акта як рознавідавой крыніцы: дыпламатычнае справаводства канца XV – першай паловы XVI стагоддзяў ў Цэнтральнай і Усходняй Еўропе // Архівы і справаводства. – 2000. – №5. – С. 86–92. |
Статья из продолжающегося издания |
Сліж, Н. Шляхецкія тэстаменты 16–17 стст./Н. Сліж, М. Гардзееў // Гістарычны альманах. – Гародня, 2000. – Т. 3. – C. 89–110. |
Статьи из сборников тезисов докладов и материалов конференций |
Сліж, Н. Ул. Міжсаслоўны шлюб: выпадак з судовай справы 1583 г./Н. Сліж // Актуальные проблемы из исторического прошлого и современности в общественно-гуманитраных и социо-религиоведческих науках Беларуси, ближнего и дальнего зарубежья: материалы междунар. науч.-теоретич. конф. в 3-х ч. Ч. 2., Витебск, 19–20 апреля 2007 г./УО «Витебский гос. ун-т им. П.М. Машерова»; под ред. В.А. Космач и [др.]. – Витебск, 2007. – С. 152–153. |
Ресурсы удаленного доступа |
Эйке из Репкова Саксонское зерцало. В 2-х ч. Ч. 1: Земское право. В 3-х книгах. Кн. 3. /пер. Л.И. Дембо. – М.: Наука, – 1985. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/ Dokumenty/Germany/XIII/Sachsenspiegel/ frametext3.htm. – Дата доступа: 08.01.2007 |
Новое о педагогике:
Программа факультатива «самостоятельный поиск работы выпускника школы» для
учащихся 11-х классов
Курс предназначен для обучающихся 11 класса. Специфика программы заключается в учете объективных потребностей выпускника школы в получении знаний, умений, навыков по самостоятельному трудоустройству. Пояснительная записка Предлагаемый факу ...
Психолого-педагогический аспект формирования способностей к восприятию у девочек
и мальчиков
Восприятие как педагогиче6ская категория. Восприятие образа мира, жизненного явления, человека, себя, искусства. Художественное восприятие ребенка. Значимость восприятия как «искусства для себя» в построении своего образа деятельности и по ...