Современная теория тестов

Педагогическое измерение латентных качеств в западной литературе ассоциируется с Latent Trait Theory; этим названием утверждается специфическая направленность и даже уникальность данной теории для измерения именно латентных качеств. Однако это неверно. На самом деле все, без исключения, теории тестов направлены на оценку истинных компонентов измерений, явно не наблюдаемых.

И все теории исходят из аксиомы устойчивого существования истинных (латентных) компонентов измерения испытуемых. В начале 30-х годов классик Чикагской психометрической школы Тюрстон подчеркивал важность индекса надежности результатов измерения (rxt). Этот индекс является мерой связи наблюдаемых значений каждого варианта теста с истинными, ненаблюдаемыми компонентами измерений. В силу приведенных аргументов название Latent Trait Theory нельзя признать правильным.

Вероятно, поэтому часто применяется второе название Latent Trait Theory - Item Response Theory. Ввиду отсутствия приемлемого аналога названия этой теории на русском языке российский тестолог В.С. Аванесов, как и большинство на Западе, называет её современной.

В фокусе изучения IRT находится, строго говоря, не тесты, как системы заданий, а отдельные задания. Вот почему это скорее не теория «тестов», а математизированная теория анализа характеристик тестовых заданий.

Не случайно главным в IRT являются утверждение о зависимости вероятности правильного ответа испытуемого от уровня подготовленности испытуемого и от параметров задания. Эту зависимость удобнее представлять в виде логистической функции.

Числу рассматриваемых параметров ставится в соответствие одна-, двух- и трехпараметрическая модели измерения. Эти модели с надлежащей полнотой изложены в работах многих западных исследователей. Одним их первых исследователем этих моделей измерения в России был В.С. Аванесов.

Хотя отдельные методы IRT (например, расчет информационной функции теста) применяются для оценки соответствия теста уровню подготовленности испытуемых, это - следствие суммирования значений информационных функций отдельных заданий. Всё отмеченное позволяет предложить новый вариант перевода названия IRT на русский язык как математико-статистической теории анализа тестовых заданий. Что близко к смыслу названия оригинала и согласуется с излагаемой ниже классификацией теорий педагогического измерения латентных качеств.

Новое о педагогике:

Особенности развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ОНР
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются свои особенности в развитии речи, артикуляционной и мелкой моторики. Для правильного произнесения звука необходимо воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, ...

Понятие чтения
Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru