Трансформация сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования детей

Новое в образовании » Детско-подростковые клубы как часть системы дополнительного образования » Трансформация сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования детей

Страница 1

Изменения в обществе в 90-е годы привели к глубокому социально- экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числе внешкольных учреждений, сказались две группы факторов: и смена ценностных ориентиров, отказ от многих ограничений в сфере образовательной деятельности, и сокращение финансовых ресурсов, выделяемых на нужды образования. Следствиями действия этих факторов стали изменения в сети внешкольных учреждений, в их функциях, в содержании и масштабности инновационной деятельности.

По данным Федерального Министерства образования, уже в первой половине 90-х годов расходы на образование стали существенно сокращаться. Нехватка средств привела к сокращению масштабов деятельности внешкольных учреждений, практике предоставления платных услуг. Внешкольные учреждения оказались все чаще к родителям с просьбой о финансовой помощи.

С принятием Закона РФ « Об образовании» (1992 г.) статус внешкольных учреждений существенно изменился. Принятый закон создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической. В качестве одного из важнейших принципов государственной политики в области образования Закон провозглашает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Закон исходит из того, что образование должно быть направленно на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (статья 2). Закон устанавливает принципы автономности образовательных учреждений (статья 2), говорит о том, образовательное учреждение является юридическим лицом (статья 12) и действует на основе своего устава. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, принимает и реализует образовательную программу (статья 14). Оно имеет право в соответствии со своими уставными целями и задачами реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ (статья 14). Статья 26 Закона РФ «Об образовании» специально посвящена дополнительному образованию. Закон «Об образовании» создал правовую базу для дальнейшей дифференциации учреждений дополнительного образования детей. Этот процесс обусловлен, с одной стороны, ориентацией на образовательные потребности детей и их родителей, с другой стороны, стремлением полнее реализовать имеющийся педагогический потенциал самих образовательных учреждений. Процесс дифференциации учреждений дополнительного образования стал превращаться в процесс их «индивидуализации»: различие между центрами дополнительного образования стали касаться не только их состава, профилей детских объединений, но и педагогических программ, исходных идей, лежащих в основе этих программ. Заметные изменения произошли в функциях учреждений дополнительного образования. Отпала функция идеологического воспитания, направленного на формирование заранее заданной мировоззренческой и политической позиции. Вместе с тем достаточно быстро обнаружилось, что общество не может развиваться без единого идеологического пространства - общих ценностей, включающих в том числе отношения к историческому прошлому страны, к ее национальным символам, ее роли в мировом сообществе.

Главными специфическими особенностями дополнительного образования стали:

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru