Профессионально важные качества инженеров машиностроительных специальностей.
Условные обозначения:
1 – мастер, старший мастер, начальник участка, инженер-технолог на производстве.
2 – инженер конструктор, экономист, технолог
3 – инженер-эксплуатационник
4 – управляющий, руководитель
Актуальность ППФП представителей различных профессий обуславливается местом и ролью этих профессий в народном хозяйстве, высокими темпами развития отрасли, в которой работает или предстоит работать специалисту, большой долей личного фактора в обеспечении эффективности производства и повышения производительности труда, а также высокими требованиями к физической и психической подготовленности работников .
Понятно, что поскольку ППФП непосредственно связывается с какой-либо профессиональной деятельностью работающих или готовящихся к производительному труду, то направлений ППФП может быть столько, сколько видов профессий определяется потребностями общественной жизни. Многообразие таких условий требует разработки специальных программ по физической подготовке работников всех отраслей производства, в том числе машиностроительной сферы. По нашему мнению, это будет способствовать более эффективной производственной деятельности, повышению общей работоспособности и улучшению состояния здоровья, особенно профилактики профессиональных заболеваний. Поэтому курс ППФП предусматривает формирование соответствующих знаний, умений и навыков, необходимых в практической деятельности специалистов.
Для ВУЗа основная задача профилированного физического воспитания состоит в том, чтобы студенты уже на стадии поступления в ВУЗ более осознанно подходили к процессу физического воспитания, проявляли больше самостоятельности и активности в процессе обучения.
Разработанная нами программа основана на результатах проведенных исследований по изучению особенностей трудовой деятельности специалистов инженеров-механиков.
В реализации данных задач немаловажное значение имеет мотивация человека к двигательной активности. Научно-техническая революция, развивая средства производства посредством механизации и автоматизации, снижает биологически эволюционно обусловленную двигательную активность человека, а через интенсификацию производственного процесса повышает нервно-эмоциональное напряжение, делая работника наиболее уязвимым и слабым звеном в производственных отношениях.
Поэтому существенный уровень психофизиологических возможностей специалиста зачастую не позволяет реализовать достижения передовых технологий и техники.
Основное значение при исследовании мотивации имеет потребность, с точки зрения двух аспектов характеризуется: с одной стороны, как переживание желательности чего-либо, что находится вне человека, с другой стороны, как исходное побуждение к деятельности.
Проанализировав экспериментальные данные об отношении выпускников школы к физической культуре, А.П. Матвеев с соавторами обнаружили, что из большого спектра мотивов для старшеклассников наиболее значимыми являются следующие: у юношей - желание быть полезным обществу, стать всесторонне подготовленным и образованным человеком, в том числе в сфере физической культуры: а) владеть разнообразными формами движений и двигательных действий (82%); б) иметь хорошее телосложение (76%); в) знать, как тренироваться и уметь это делать (62%); г) иметь возможность культурного проведения досуга, общаться с нужными людьми(47%); д) иметь возможность сформировать свой характер, научиться преодолевать трудности, быть активным и интересным человеком (46%); е) понравиться девушке. У девушек: а) желание быть всесторонне подготовленным и образованным человеком, в том числе и в сфере физической культуры; б) уметь хорошо и легко двигаться, иметь здоровый вид (74%); в) иметь хорошую фигуру и быть привлекательной (68%); г) знать, как формировать свою фигуру и поддерживать оптимальный вес (64%); д) желание выглядеть нескованной в движениях и физически разносторонне развитой, чтобы поступить на желаемую работу или учебу (57%); е) иметь возможность расширить круг общения и быть интересной его участницей (52%).
В ходе исследований установлено, что наиболее часто из блока физкультурно-спортивных мотивов среди студентов встречаются такие, как мотив любви к спорту (68,2%), стремление заниматься теми или иными видами спорта (41,1%), обладание хорошим физическим здоровьем (29,9%), развитие физических качеств (22,4%). Стремление к здоровому образу жизни выражается в основном мотивами отрицательного отношения к алкоголю и курению (42%), 14,9% студентов имеют мотивы неприязни к физической культуре. Выявление мотивации студентов позволяет использовать вузовское физическое воспитание для приобщения к ценностям физической культуры и понимания её личностной значимости, а также в возможности трансформации прикладной физической культуры в физическую культуру специалиста с высшим образованием, способного оптимизировать свое физическое состояние.
Новое о педагогике:
Подходы к выбору метода обучения чтению
Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения (прави ...
Сенситивные периоды развития физических качеств
На различных этапах своего развития организм ребенка по-разному реагирует на воздействие внешней среды. Периоды, отличающиеся повышенной чувствительностью к влиянию некоторых внешних факторов, к определенным условиям жизнедеятельности, изд ...