Иллюстрация наблюдений:
Таня С. написала 13,5 строк, допустила 9 ошибок, которые не замечала, исправить не пыталась, но задание ей понравилось, хотя она очень часто отвлекалась, мешала всему классу, показывая на пальцах количество написанных строк, пытаясь соревноваться с друзьями. У экспериментатора пыталась выяснить нужное количество строк, размер палочек. Проверять в итоге не стала.
Наблюдение за поведением детей как в процессе выполнения задания, так и на заключительном этапе, свидетельствует о том, что у них не сформированы способы самоконтроля, негативные особенности, проявившиеся на данном уровне, не могут не затруднять процесс дальнейшего умственного развития.
Дети III уровня принимали общую цель задания, но программу его реализации принимали частично. Они выполняли правило: нельзя писать на полях, но правила на перенос системы знаков с одной строки на другую и на письмо не в каждой строке потеряли сразу или не усвоили совсем.
Иллюстрация наблюдений:
Антон В. написал 16 строк, после третьей строки начал писать в каждой строке, затем после 5-ой строки возобновил правильный способ письма, допустил после этого 9 ошибок. Во время работы сильно возмущался, сетовал, что очень сильно устал, ничего не хочет делать, бросил работу до сигнала, писал очень широко, не аккуратно, высота палочек постоянно менялась (от 1 мм до 1 см).
Мы наблюдали характерную картину несформированности у детей действий контроля. Но эти дети пытались взять из инструкции наиболее доступные в плане их психического развития правила и подчинить им свой труд. Это дает основание считать, что целенаправленная индивидуализированная коррекционно-педагогическая работа с этими детьми, учитывающая как специфику самоконтроля, так и особенности общего психического развития, позволили поднять их на такой уровень, который необходим в условиях школьной деятельности.
Наблюдение за детьми IV уровня сформированности самоконтроля выявили то, что они не сохранили до конца задание даже легкие правила, они писали и чередовали палочки без всяких условий, просто по линейкам. После сигнала об окончании работы они быстро все прекращали, а некоторые бросали до сигнала.
Иллюстрация наблюдений:
Вася М. к выполнению заданий приступил не сразу, написал 7 строк, сразу, в конце первой строки потерял задание, писал не соблюдая очередности строк то по три палочки, то по две. На 6-ой минуте бросил писать, объявив соседу результат, полежал на парте, потом снова возобновил работу безо всяких правил, работу бросил до сигнала.
Наблюдения свидетельствуют о еще более значительной несформированности контроля у детей на этом уровне в сравнении с предыдущим. Эти дети нуждаются в комплексном изучении и целенаправленной коррекционно-педагогической работе, адекватной их состоянию.
Никита К. написал 1 строку и сразу на весь класс сообщил: "Я все!", заменил палочки на римские цифры. При записи чередовал то римские, то арабские цифры. Не сохранил правила: писать через строку, не писать на полях, не всегда чередовал (I – II – III). Во время выполнения задания очень мешал всему классу, выкрикивая: "Я все! Я устал! А я все сделал!" Пытался соревноваться, время от времени то брался за письмо, то снова бросал, на короткие периоды ложась на парту. Работа неаккуратная, не доделав до конца определенного времени Никита ее отложил, проверять на стал.
Результаты самоконтроля.
Таблица
№ п/п |
Имя Ф. |
Кол-во строк |
Кол-во ошибок |
Уровень самоконтроля |
Лиза Г. |
18 строк |
1 ошибка |
1 уровень | |
Лена С. |
16 строк |
1 ош + испр. |
1 уровень | |
Таня С. |
12,5 строк |
6 ошибок |
2 уровень | |
Лена Б. |
14 строк |
5 ошибок |
3 уровень | |
Катя Ф. |
17 строк |
7 ошибок |
3 уровень | |
Стас С. |
20 строки |
9 ошибок |
3 уровень | |
Сережа Т. |
16 строк |
14 ошибок |
3 уровень | |
Юля С. |
20 строк |
8 ошибок |
3 уровень | |
Антон В. |
9,5 строк |
11 ошибок |
4 уровень | |
Вася М. |
9 строк |
9 ошибок |
4 уровень + отказ | |
Никита К. |
18 строк |
не по инстр. |
5 уровень + отказ | |
Женя В. |
4 строки + узор |
8 ошибок |
5 уровень + отказ |
Новое о педагогике:
Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
С переходом в подростковый возраст связана существенная перестройка учебной деятельности школьника. Новый, более высокий уровень учебной деятельности определяется степенью ее самостоятельности. Материалы Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой и д ...
Воспитательный отряд В.П. Крапивина «Каравелла»
Владислав Петрович Крапивин – это замечательный детский писатель. Писательское своеобразие В.Крапивина основывается не только на литературных традициях, но на его жизнедеятельности в целом. Истоки его находятся в детстве писателя. Он рос в ...