Квалификация молодежи не совпадает с требованиями производства. Система образования воспроизводит саму себя. Идет подготовка кадров ради подготовки. По данным ВЦИОМ, в России в 1997 году работали в полном соответствии со специальностью лишь 35,6% молодежи в возрасте до 29 лет, 45,2% не имели специальности или работали по другой, не связанной с полученным образование.
Причины такой ситуации в России в целом кроются не только в объективных обстоятельствах, таких, как: снижение уровня производства, рост уровня безработицы, низкий уровень доходов населения региона. Важнейшей причиной несоответствия полученного образования и места работы является характер ценностных ориентаций и жизненных планов самой молодежи. Образование является отраслью, где практически нет безработицы, а уровень доходов, хотя и невысок, но стабилен, и тем не менее, молодые специалисты слабо ориентированы на эту сферу занятости. Причем было выявлено, что профессиональная ориентация выпускников педагогического вуза ослабевает по мере повышения ими квалификации: от выпускников к магистрам. Такая ситуация связана, с одной стороны, с ростом уровня притязаний получивших более качественное образование, а с другой — с отсутствием четкой ориентации выпускников, где и в какой именно должности они могут быть востребованы по окончании вуза. Этот пример, думается, достаточно показателен. Сфера профессионального образования давно не получает четкого социального заказа на подготовку специалистов, механизм социального и экономического контроля за их распределением в сфере труда разрушен.
Молодежь подготовлена профессионально к занятости в госсекторе, а ценностно ориентирована на работу в частном секторе экономики. Среди молодежи доля занятых в госсекторе снизилась в целом по России с 63,9% в 1994г. до 58% в 1997 г. Привлекательность госсектора для молодежи сохраняется лишь как прикрытие для других сфер деятельности. Среди занятой в госсекторе молодежи остались бы в нем только 24,4% опрошенных, если бы смогли выбирать.
Четкая ориентация на занятость в частном секторе экономики прослеживается уже на этапе выбора профессии. По данным социологического исследования «Учащаяся молодежь в экономическом пространстве», в отдельных регионах Западной Сибири выпускники школ при выборе сферы, в которой они хотели бы работать, чаще всего указывают на предпринимательство и коммерцию (34,9% респондентов), финансы (29,7%), юридические службы (22,8%). Эта ориентация усиливается, если совпадает с желанием выпускника стать богатым. Например, среди юношей, желающих стать богатыми даже с риском уголовного наказания, 56,6% хотели бы заниматься предпринимательством и коммерцией; среди тех, кто хотел бы стать богатым только законным путем, таких 32,0%; среди тех, кто к богатству относится безразлично — 17,2% . Как видно, привлекательность работы в частном секторе экономики тесно связана с желанием молодежи улучшить свое материальное положение, но одновременно ориентирует молодое поколение на понижение порога нравственной и правовой дозволенности. С такой социально-профессиональной направленностью выпускники школ поступают в государственные вузы, заведомо не ориентируясь на занятость в государственном секторе экономики. В условиях России, когда частное высшее образование не сложилось как социальная система, а отдельные ее структуры не могут полностью взять на себя функцию подготовки специалистов именно для частного сектора экономики, государственное высшее образование становится для этого сектора фактически «карманным», им пользуются без эквивалентной социальной и экономической отдачи. Естественно, что оно все больше коммерциализируется, превращаясь из гаранта национальной безопасности государства в средство обеспечения отдельных нешироких социальных слоев российского общества.
Молодежь ориентирована на рынок, но его емкость не безгранична. В сознании молодого поколения растет понимание этого противоречия. С 1994 по 1997 годы доля желающих среди молодежи организовать свое дело уменьшилась с 37,7% до 31%, работать в иностранной фирме с 35,1% до 28,3%, в СП — с 26,2% до 16,9%. Молодежь под влиянием реалий экономики вынуждена корректировать свое поведение в сторону традиционной занятости.
Понимание необходимости такой коррекции демонстрируют, в частности, студенты вузов. По-видимому, молодежь понимает, что включение в рынок требует коррекции не только своей профессиональной карьеры, но и стратегии всех сфер жизненного самоопределения. В условиях острой межпоколенческой и внутрипоколенческой социальной конкуренции новое «рыночное» поколение выбирает традиционный способ выживания — самосохранение себя и своей ближайшей социальной среды, ориентация на себя, на свои силы. Это достаточно четко прослеживается по данным нашего исследования. Для опрошенных студентов в первую по значимости группу жизненных принципов входят установки «пробиваться в жизни», «рассчитывать только на себя», «получить образование». На это указывают 9 из 10 респондентов. Вторую группу составили позиции «стремиться к богатству», «рисковать». Такие принципы в качестве значимых отметили 7 из 10 респондентов. Анализируя сферу интересов молодёжи и ее принципы построения своей жизни, можно утверждать, что современное студенчество по этим показателям близко к традиционным ориентациям (в европейском понимании) среднего класса. Студенчество достаточно быстро приобретает свой социальный опыт, который существенно отличается от опыта прошлых поколений, больше соответствует современной ситуации. Это может обеспечить молодёжи высокую конкурентоспособность и социальную устойчивость прежде всего в области полученной профессиональной подготовки, традиционной сферы занятости. Появление в обществе наиболее грамотной части молодого поколения, способной самостоятельно выстроить стратегию своей жизни, может рассматриваться как предпосылка формирования среднего класса в России, обеспечивающего во многом устойчивость ее развития. Однако на этом пути встают очень серьезные проблемы духовно-нравственного порядка.
Новое о педагогике:
Роль внеклассной работы в формировании здорового образа жизни
Чтобы быть здоровым – нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Поэтому нужно проводить работу не только с учащимися, но и с родителями. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает 3 основных направлени ...
Принцип условий свободы развития ребенка
Под изменением структуры воспитания Монтессори подразумевала создание "условий свободы" в процессе воспитания. Именно поэтому свободный выбор деятельности и средств для нее коренным образом отличал организацию учебного процесса в ...