Творчество учащихся – организационно-композиционный стержень урока литературы как художественно-педагогического процесса

Новое в образовании » Способы организации современного урока географии » Творчество учащихся – организационно-композиционный стержень урока литературы как художественно-педагогического процесса

Страница 2

Тесное сотрудничество А.А. Мелик-Пашаева с З.Н. Новлянской, Г.Н. Кудиной, создавших свою программу литературного развития учащихся 1-10 классов и воплотивших ее в практику школы, еще раз убеждает в правильности его выводов. Интересна его идея об интегрированном (без употребления этого термина) развитии эмоционального отношения детей к жизни на всех дисциплинах художественного цикла.

Изучение возможностей и условий целенаправленного развития эмоционального отношения у многих или у всех детей видится А.А. Мелик-Пашаеву, как важная психолого-педагогическая задача, а «при адекватных методах преподавания хотя бы части художественных дисциплин в общеобразовательной школе успешное художественное развитие оказывается возможным для многих, если не для всех детей».

Психолого-педагогическое обоснование необходимости развития художественных и других способностей учащихся объясняет выбор творчества как способа организации урока литературы. С дошкольного возраста у детей накапливается опыт рецептивно-креативной деятельности. Художественные произведения, с которыми знакомятся дети «требуют» эмоционального отклика, осмысления. Учителя постепенно вовлекают учащихся в процесс «со-творчества» с писателем, предлагая разнообразные задания: подобрать эпитет, создать диалог и включить его в контекст произведения, подготовить пересказ от лица персонажа, написать сказку и многие другие. Эти задания творческого характера «разбивают» или с их помощью учителя литературы пытаются разнообразить, обновить сложившийся в практике опыт усвоения на уроке суммы знаний, фактов («нового материала»). По поводу художественного произведения и их авторов.

Однако творчество как способ организации всего урока литературы требует иной модели, в основе которой будет постановка художественной задачи и ее коллективное решение.

Проблема творчества как самореализации личности – одна из тех, которые постоянно привлекают внимание ученых различных областей знания: психологов, социологов, педагогов, а также учителей-практиков. О способности детей школьного возраста к творчеству говорила еще в начале XX века М.А. Рыбникова, прослеживая в практике работы эффективность предложенного пути – «от маленького писателя к большому читателю». Опыт Л.Н. Толстого, который она изучала в Яснополянской школе, позволил ей в трудные годы становления советской школы внедрить в уроки многочисленные творческие задания: «сказывание» сказок, составление произведения из фрагментов («Смерть чиновника» А.П. Чехова), сочинение по пословице, сочинение загадок, стихотворений и т.п. Сочинительство на уроке литературы М.А. Рыбниковой нередко соседствовало с игрой, соревновательностью.

В конце XX – начале XXI века наблюдается «взрыв» учительского интереса к опыту творческой работы с учащимися. В.Г. Маранцман в своей классификации методов обучения литературе выделил литературное творчество как один из основных. Этот метод положен в основу его «Программы литературного творчества учащихся», предложенной в 80-е годы XX века. Учителя литературы, осваивая новые педагогические технологии, разрабатывают методику подготовки и проведения коллективного творческого дела, коллективного сочинения, иллюстрирования сборника стихов поэта, создания литературного сценария, литературно-художественных диалогов и многие другие варианты содержания такого урока.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Домашний детский сад
В нашей стране до сих пор наблюдается дефицит мест в детских образовательных дошкольных учреждениях. Некоторые родители становятся на учет с рождения ребенка, чтобы к 3 - летнему возрасту получить долгожданное место в муниципальном детском ...

Построение сценария информационного процесса
Описание информационной технологии представим в виде поведенческой модели (диаграммы IDEF3). В ней отражаются такие категории как действия (работы), события (соединения, перекрестки) и связи между действиями (временные, объектные), отражаю ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru