Поиск методики организации рецептивно-креативной деятельности и свободного творчества учащихся на уроке литературы

Новое в образовании » Способы организации современного урока географии » Поиск методики организации рецептивно-креативной деятельности и свободного творчества учащихся на уроке литературы

Страница 2

Итак, постоянное, почти в течение 10 лет, общение учащихся школьного возраста с книгой, прежде всего с художественным текстом, естественно формирует у детей навыки рецептивно-креативной деятельности, если в учебный процесс не проникает какая-либо чуждая творчеству идеология. Отклик ученика на художественное произведение, желание постичь замысел писателя, стремление стать со-автором его творения, самому сформулировать художественную задачу и сочинить что-либо в подражание мастеру слова или свое, сокровенное, - это те основные направления работы учащихся на уроке-творчества (творческого дела). Творчество учащихся как способ организации урока литературы пересекается, взаимодействует с дифференциацией, интеграцией, игрой.

Существующая в России стратегия литературного образования, ориентированная на усвоение учениками большого количества фактов, разнообразных знаний, связанных с художественным произведением и его автором. Эта ориентация в настоящее время резко меняется на выработку у учащихся умений, связанных с текстом, и совсем не важно каким, какого качества этот текст. Чуть более двух десятилетий на рубеже XX – XXI веков учительством страны велась колоссальная работа: разрабатывалась и внедрялась новая система жанров урока литературы, шли поиски способов организации этих уроков, проверялась жизненность новых технологий на таком специфическом предмете, как литература, и многое другое.

Проблема урока литературы была и остается актуальной. Теория и методика литературы как наука призвана изучать и обобщать эмпирический опыт учителей-словесников, критически подходить к предложенным дидактами, психологами, педагогами инновационным технологиям, не проверенным на эффективность, результативность на уроке литературы.

Выдвинутые в гипотезе в качестве ведущих способов организации современного урока литературы дифференциация, интеграция, игра, творчество учащихся доказательно обоснованы теоретически и подтверждены в ходе опытно-экспериментальной работы.

Дифференциация как способ организации урока литературы основана прежде всего на личностно-ориентированном обучении в общеобразовательном или в классе с углубленным изучением предмета. Групповая работа учащихся на уроке – не самоцель, а лишь необходимость выделить в общей массе близких по уровню литературного развития при большой наполняемости класса учениками. Внутри группы задания так же дифференцируются учителем. Кроме этих условий, обеспечивающих эффективность использования данного способа, выявились следующие: в решении общей познавательной, развивающей задачи важна работа всех групп и отдельных учеников внутри группы; постоянное наблюдение за достижениями учащихся позволяет учителю своевременно переводить некоторых учащихся из одной группы в другую; выдвинутые критерии в литературном развитии учащихся могут и должны постоянно корректироваться в соответствии с Программой личностно ориентированного обучения литературе; консультации для учебных групп и отдельных учеников планируются и проводятся своевременно; внеклассная работа по литературе способствует дальнейшему самоутверждению, самореализации ученика в разных сферах деятельности; дифференциация неразрывно связана с интеграцией. Данный способ организации урока литературы хорошо зарекомендовал себя при изучении русских былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Групповая работа вносила в урок дух соревновательности, а дифференцированность позволяла распределять учебное время на выполнение заданий каждой группы, фронтальную и индивидуальную работу.

В методической системе уроков по изучению былин в 6 классе при обобщении опыта учитывалось мнение Н.А. Липницкой, что серьезных положительных результатов от дифференцированного обучения можно ожидать только после систематической работы в течение нескольких лет.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Проблема развития связной речи в трудах педагогов
Внимание к проблеме развития связной речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1672), который предлагал в качестве средства развития связной речи использовать в работе с деть ...

Развитие утомления при статических усилиях и силовой работе
Утомле­ние при статических усилиях наступает быстро, несмотря на кажущуюся иногда легкость упражнения. Так, напри­мер, весьма трудно простоять в положении полуприседа в течение 1—2 мин. Вис на перекладине, упор на брусьях, держание угла в ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru