Методологическую основу исследования составили положения о пластичности центральной нервной системы и ее компенсаторных возможностях; основные теоретические положения о единстве законов развития нормального и аномального ребенка; положение о строении языка как целостной системы; положение о языке как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей; положения о компенсаторной направленности обучения и воспитания детей; комплексном и системном подходе к его организации (Л.С Волкова, Т.А.Власова, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, И.Ю. Левченко, А.Н. Леонтьев, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, Н.Н. Малофеев, И.П.Павлов, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, Л.М. Шипицина).
Целью данного исследования являлось изучение, сравнительный анализ особенностей словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и у детей с нормальным речевым развитием.
Цель определила задачи исследования:
Изучить контингент испытуемых при изучении медицинской и психолого-педагогической, логопедической документации, провести беседы с воспитателями, логопедом, родителями.
Адаптировать методику исследования словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Провести в сравнительном плане констатирующий эксперимент и количественно – качественный анализ полученных экспериментальных данных.
Разработать направления и методические приемы логопедической работы по устранению выявленных недостатков.
При исследовании функции словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи были положены следующие принципы.
Патогенетический принцип (принцип учета механизма данного нарушения), то есть формирование тех психических функций, которые обеспечивают нормальное усвоение грамматического строя речи - это формирование морфологических и синтаксических обобщений, которые служат основой грамматически правильной речи.
Онтогенетический принцип предполагает формирование функций с учетом этапов и последовательности их формирования в онтогенезе
Принцип учета "зоны ближайшего развития" процесс формирования словоизменения существительных осуществляется постепенно, с учетом ближайшего уровня развития грамматического строя речи, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы (на начальных этапах работы).
Принцип комплексности. Логопедическое воздействие при коррекции этого расстройства осуществляется на весь комплекс речевых нарушений.
Принцип системности. Предполагает формирование словоизменения существительных в единстве со всеми компонентами речи, как единой функциональной системы.
Возрастной принцип. Предъявляемые задания соответствуют возрасту исследуемых детей. Сравнивались показатели двух групп детей одного возраста.
Принцип деятельностного подхода. Методика логопедической работы строилась с учетом ведущей деятельности дошкольников, какой является игровая. При положительной мотивации, развитии умения самоконтроля.
Принцип поэтапного формирования психических функций. Предполагает постепенное усложнение речевого материала. Учитывалось общие психические реакции ребенка, его интеллектуальные и эмоциональные проявления.
В процессе исследования применялись следующие методы (по классификации Б.Г.Ананьева):
1. Теоретические: сбор и анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования.
2. Организационные - сравнительный, комплексный.
3. Эмпирические - наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, беседа;
4. Психодиагностические: диагностические задания, тесты.
5. Библиографические - сбор и анализ анамнестических данных.
6. Математико-статистический метод (количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных).
Новое о педагогике:
Подготовка советских учителей
Сразу после окончания ВОВ ЦК партии и Советское правительство решают ряд коренных проблем деятельности школы, подготовки и переподготовки учительских кадров. В мае 1945 г. утверждено положение о золотой и серебряной медалях для оканчивающи ...
Сущность методов воспитания и их классификация
Категория метода воспитания отражает двойственное предвосхищение: «Знаю, чего хочу получить, знаю как этого достичь.» Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимо ...