Основные направления логопедической работы по формированию словоизменения имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Новое в образовании » Разработка основных направлений логопедической работы по формированию словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи » Основные направления логопедической работы по формированию словоизменения имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 2

а) грамматические формы с окончанием – а /- я;

б) грамматические формы с окончанием – и /-ы.

3. Дательный падеж существительных единственного числа.

В дательном падеже у существительных мужского и среднего рода отмечается окончание –у /- ю, а у существительных женского рода – окончание –е.

Работа начинается с закрепления окончания –у /- ю, затем отрабатывается окончание –е.

4. Творительный падеж (со значением орудийности).

Главенствующим окончанием существительных в творительном падеже единственного числа является окончание мужского рода – ом / -ем, которое появляется в онтогенезе раньше , чем окончание – ой существительных женского рода.

На начальных этапах логопедической работы даются задания на уточнение рода существительных (например: "Покажи картинку, о которой можно сказать он, она").

III.Образование предложно-падежных конструкций единственного числа

Логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями проходит с учетом последовательности их появления в онтогенезе. Сначала отрабатываются предлоги в, на, под, имеющие конкретные значения; затем предлоги из, за, перед, по, из-за, из - под.

При проведении логопедической работы учитывается, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:

1. винительный падеж с предлогами в, на, за, под, со значениями направления действия;

3. дательный падеж с предлогом по, с предлогом к,

4. родительный падеж с предлогом у, с предлогом с, из;

5. творительный падеж с предлогами за, над, под, перед, обозначающими часть пространства, в пределах которого совершается действие, а также с предлогом с со значением совместности.

В процессе обучения работа должна осуществляться сначала над отдельным предлогом, затем проводится дифференциация предлогов.

Работа ведется в 3 этапа:

а)выделение пространственных отношений на основе анализа неречевой ситуации(Iэтап);

б) уточнение предлога в импрессивной речи(IIэтап);

а) употребление предлога в экспрессивной речи(IIIэтап).

На каждом этапе коррекционно-логопедическое воздействие осуществляется по следующим направлениям:

1) уточнение значений одного и того же предлога:

а) с существительными одного склонения;

б) с существительными других склонений;

2) дифференциация различных значений одного и того же предлога;

3) дифференциация понимания и употребления различных предлогов с одинаковым общим значением;

4) закрепление связи между приставочным глаголом и предложно-падежной конструкцией, так как значение предлога и падежная форма существительного зависят от характера глагола.

Для уточнения значения предлогов в коррекционной работе используются графические схемы.

Образование форм существительных множественного числа

Проводится в следующем порядке:

а) образование беспредложных конструкций существительных множественного числа;

б) образование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.

Образование форм существительных множественного числа осуществляется в следующей последовательности: дательный, творительный родительный, предложный падежи (предложные конструкции)

Последовательность работы внутри каждой падежной формы определяется закономерностями появления отдельных форм в онтогенезе Здесь учитывается, является ли продуктивной данная форма, какое окончание (ударное или безударное) она имеет. Выделены следующие этапы образования форм множественного числа существительных:

I этап- продуктивные формы:

а) с ударным окончанием; б) с безударным окончанием.

II этап- менее продуктивные формы:

а) с ударным окончанием; б) с безударным окончанием.

III этап - дифференциация грамматических форм.

Вывод: на основе планомерного накопления наблюдений над различными сторонами речи у детей развивается чутье языка и овладение речевыми средствами, возможен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи при свободном общении. Успешная коррекция речевого недоразвития происходит в процессе результатов воздействия, направленного на речевые и неречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников. Коррекционные задачи решаются путем четкой организацией жизни детей и правильным подбором коррекционных и воспитательных мероприятий.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Системе ценностей современного образования
На основе категориального аппарата общей аксиологии складывается тезаурус педагогической аксиологии, суть которой определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Педагогически ...

Материальная база: средства и инструменты
Средства и материалы необходимые для работы на занятиях. Для обеспечения работы на занятиях потребуются препараты для очищения кожи, увлажняющий крем, тени для век, тушь для ресниц, карандаш для бровей, губная помада, тональная пудра. К вы ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru