Основные направления логопедической работы по формированию словоизменения имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Новое в образовании » Разработка основных направлений логопедической работы по формированию словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи » Основные направления логопедической работы по формированию словоизменения имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 2

а) грамматические формы с окончанием – а /- я;

б) грамматические формы с окончанием – и /-ы.

3. Дательный падеж существительных единственного числа.

В дательном падеже у существительных мужского и среднего рода отмечается окончание –у /- ю, а у существительных женского рода – окончание –е.

Работа начинается с закрепления окончания –у /- ю, затем отрабатывается окончание –е.

4. Творительный падеж (со значением орудийности).

Главенствующим окончанием существительных в творительном падеже единственного числа является окончание мужского рода – ом / -ем, которое появляется в онтогенезе раньше , чем окончание – ой существительных женского рода.

На начальных этапах логопедической работы даются задания на уточнение рода существительных (например: "Покажи картинку, о которой можно сказать он, она").

III.Образование предложно-падежных конструкций единственного числа

Логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями проходит с учетом последовательности их появления в онтогенезе. Сначала отрабатываются предлоги в, на, под, имеющие конкретные значения; затем предлоги из, за, перед, по, из-за, из - под.

При проведении логопедической работы учитывается, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:

1. винительный падеж с предлогами в, на, за, под, со значениями направления действия;

3. дательный падеж с предлогом по, с предлогом к,

4. родительный падеж с предлогом у, с предлогом с, из;

5. творительный падеж с предлогами за, над, под, перед, обозначающими часть пространства, в пределах которого совершается действие, а также с предлогом с со значением совместности.

В процессе обучения работа должна осуществляться сначала над отдельным предлогом, затем проводится дифференциация предлогов.

Работа ведется в 3 этапа:

а)выделение пространственных отношений на основе анализа неречевой ситуации(Iэтап);

б) уточнение предлога в импрессивной речи(IIэтап);

а) употребление предлога в экспрессивной речи(IIIэтап).

На каждом этапе коррекционно-логопедическое воздействие осуществляется по следующим направлениям:

1) уточнение значений одного и того же предлога:

а) с существительными одного склонения;

б) с существительными других склонений;

2) дифференциация различных значений одного и того же предлога;

3) дифференциация понимания и употребления различных предлогов с одинаковым общим значением;

4) закрепление связи между приставочным глаголом и предложно-падежной конструкцией, так как значение предлога и падежная форма существительного зависят от характера глагола.

Для уточнения значения предлогов в коррекционной работе используются графические схемы.

Образование форм существительных множественного числа

Проводится в следующем порядке:

а) образование беспредложных конструкций существительных множественного числа;

б) образование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.

Образование форм существительных множественного числа осуществляется в следующей последовательности: дательный, творительный родительный, предложный падежи (предложные конструкции)

Последовательность работы внутри каждой падежной формы определяется закономерностями появления отдельных форм в онтогенезе Здесь учитывается, является ли продуктивной данная форма, какое окончание (ударное или безударное) она имеет. Выделены следующие этапы образования форм множественного числа существительных:

I этап- продуктивные формы:

а) с ударным окончанием; б) с безударным окончанием.

II этап- менее продуктивные формы:

а) с ударным окончанием; б) с безударным окончанием.

III этап - дифференциация грамматических форм.

Вывод: на основе планомерного накопления наблюдений над различными сторонами речи у детей развивается чутье языка и овладение речевыми средствами, возможен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи при свободном общении. Успешная коррекция речевого недоразвития происходит в процессе результатов воздействия, направленного на речевые и неречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников. Коррекционные задачи решаются путем четкой организацией жизни детей и правильным подбором коррекционных и воспитательных мероприятий.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Цели обучения чтению
Цель обучения чтению в школе (в том числе на уроках русского языка) заключается в том, чтобы на­учить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зави­симости от содерж ...

Как осуществляли идеи сотрудничества на уроке и во внеурочное время
Благоприятная атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, уверенности на уроке является главной предпосылкой для творчества и успеха, помогающей развитию способностей и интереса учащихся. В своей работе я использую следующие принципы, котор ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru