а) грамматические формы с окончанием – а /- я;
б) грамматические формы с окончанием – и /-ы.
3. Дательный падеж существительных единственного числа.
В дательном падеже у существительных мужского и среднего рода отмечается окончание –у /- ю, а у существительных женского рода – окончание –е.
Работа начинается с закрепления окончания –у /- ю, затем отрабатывается окончание –е.
4. Творительный падеж (со значением орудийности).
Главенствующим окончанием существительных в творительном падеже единственного числа является окончание мужского рода – ом / -ем, которое появляется в онтогенезе раньше , чем окончание – ой существительных женского рода.
На начальных этапах логопедической работы даются задания на уточнение рода существительных (например: "Покажи картинку, о которой можно сказать он, она").
III.Образование предложно-падежных конструкций единственного числа
Логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями проходит с учетом последовательности их появления в онтогенезе. Сначала отрабатываются предлоги в, на, под, имеющие конкретные значения; затем предлоги из, за, перед, по, из-за, из - под.
При проведении логопедической работы учитывается, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:
1. винительный падеж с предлогами в, на, за, под, со значениями направления действия;
3. дательный падеж с предлогом по, с предлогом к,
4. родительный падеж с предлогом у, с предлогом с, из;
5. творительный падеж с предлогами за, над, под, перед, обозначающими часть пространства, в пределах которого совершается действие, а также с предлогом с со значением совместности.
В процессе обучения работа должна осуществляться сначала над отдельным предлогом, затем проводится дифференциация предлогов.
Работа ведется в 3 этапа:
а)выделение пространственных отношений на основе анализа неречевой ситуации(Iэтап);
б) уточнение предлога в импрессивной речи(IIэтап);
а) употребление предлога в экспрессивной речи(IIIэтап).
На каждом этапе коррекционно-логопедическое воздействие осуществляется по следующим направлениям:
1) уточнение значений одного и того же предлога:
а) с существительными одного склонения;
б) с существительными других склонений;
2) дифференциация различных значений одного и того же предлога;
3) дифференциация понимания и употребления различных предлогов с одинаковым общим значением;
4) закрепление связи между приставочным глаголом и предложно-падежной конструкцией, так как значение предлога и падежная форма существительного зависят от характера глагола.
Для уточнения значения предлогов в коррекционной работе используются графические схемы.
Образование форм существительных множественного числа
Проводится в следующем порядке:
а) образование беспредложных конструкций существительных множественного числа;
б) образование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.
Образование форм существительных множественного числа осуществляется в следующей последовательности: дательный, творительный родительный, предложный падежи (предложные конструкции)
Последовательность работы внутри каждой падежной формы определяется закономерностями появления отдельных форм в онтогенезе Здесь учитывается, является ли продуктивной данная форма, какое окончание (ударное или безударное) она имеет. Выделены следующие этапы образования форм множественного числа существительных:
I этап- продуктивные формы:
а) с ударным окончанием; б) с безударным окончанием.
II этап- менее продуктивные формы:
а) с ударным окончанием; б) с безударным окончанием.
III этап - дифференциация грамматических форм.
Вывод: на основе планомерного накопления наблюдений над различными сторонами речи у детей развивается чутье языка и овладение речевыми средствами, возможен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи при свободном общении. Успешная коррекция речевого недоразвития происходит в процессе результатов воздействия, направленного на речевые и неречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников. Коррекционные задачи решаются путем четкой организацией жизни детей и правильным подбором коррекционных и воспитательных мероприятий.
Новое о педагогике:
Экономика в системе школьного образования
На сегодняшний момент роль экономических знаний трудно переоценить. Стратегия модернизации содержания образования требует формирования определенного набора «ключевых» компетентностей: - в сфере познавательной деятельности; - в сфере гражда ...
Техника батик и ее возможности в развитии изобразительного творчества
дошкольников
В данном параграфе мы рассмотрим батик – как новую технологию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста, его историю развития и попытаемся выделить основные виды, техники батика, которые возможно использовать в старше ...