Социальный портрет учителя во второй половине XIX - начале XX вв

Новое в образовании » Социальный портрет учителя во второй половине XIX - начале XX вв

Страница 2

Рост высшей школы в России пришелся на начало 70–80 годов Х1Х века. В Мордовском крае в это время началось развиваться начальное образование. Именно социальный портрет учительства начальной школы Мордовского края и стал предметом изучения настоящей работы. До конца 60-х годов преподавание в них было исключительно мужским занятием. Большая часть учителей состояла из духовенства. Анализ статистических данных за 1879 год, приведенных в Статистическом временнике Российской империи, показывает, что в Нижегородской губернии большинство учителей получали образование в духовных, православных семинариях, училищах и школах (общее количество их составляло около 86%). Такое же положение было и в других губерниях Мордовского края. Это объясняется во многом тем, что контингент учителей формировался в основном из священнослужителей (около 62%), которые совмещали преподавательскую деятельность со службой в приходе. Выходцев из крестьян было значительно меньше (около 19%), сословие мещан было представлено примерно 11% учителей мужчин.

В 70–80-е годы Х1Х века в школу в качестве учителя приходит женщина. Однако количественный состав учительниц по сравнению с преподавателями-мужчинами был мал. Например, в Пензенской губернии в 1879 году среди учителей женщин было в 5 раз меньше, чем мужчин. В Нижегородской губернии только 0,06% от общего количества учителей составляли женщины. Женщина – учитель являлась скорее исключением, чем правилом. В 1879 году в четырех губерниях Мордовского края было 1164 учителя и только 259 учительницы. Это объяснялось той ролью, которую играла женщина в обществе во второй половине Х1Х – начале ХХ века, – быть матерью и хозяйкой в доме.

При исследовании данных о том, где получали образование женщины, обнаружилась одна закономерность: наибольшее количество учительниц получило образование в духовных училищах (в Нижегородской губернии – 47%). По всей видимости, в среде духовенства по-иному, нежели в светских кругах, относились к женскому образованию. В Пензенских епархиальных ведомостях за 1885 год так было сказано о роли образованной женщины на нравственный уровень общества: «Они должны своим благотворным примером влиять на жалкое положение крестьянских женщин».

Достаточно большое число учительниц получили домашнее образование. При сравнении с мужчинами, доля такого образования у женщин значительно выше. Например, в Тамбовской губернии 10% учительниц обучались дома (только 3% мужчин). В Симбирской губернии соотношение домашнего образования среди женщин и мужчин отличается еще значительнее – 10% и 0,4%. Это говорит о том, что у женщин в конце Х1Х века было меньше возможностей для получения образования вне дома, для них был ограничен доступ в гимназии. Между тем довольно-таки большая доля домашнего образования женщин свидетельствует о том, что среди учительниц было немало детей потомственных дворян, которые имели возможность приглашать для своих детей преподавателей естественных наук, иностранных языков. Так, например, в Нижегородской губернии 16% учительниц были выходцами из дворянских семей. Важным обстоятельством, подтолкнувшим дворянок к преподавательской деятельности, была отмена крепостного права. В глазах молодого поколения росли значение и привлекательность научной деятельности. Но в то же время снизился доход дворянских семей, потерявших возможность пользоваться результатами труда крепостных крестьян. Возникла необходимость зарабатывать на жизнь своим трудом. Без образования это было затруднительно. Изменилось отношение к образованности девушек. По словам П.Ф. Каптерева, «…учить пришлось и девочек. Раньше они довольствовались домашним образованием, ведь их будущее замужество зависело не от уровня образованности, а от количества крепостных. С исчезновением последних трудно стало выдавать дочерей замуж, потребовалось систематическое образование – школа, гимназия, институт. Для дальнейшего обучения требовались средства, которые девушки могли заработать только педагогической деятельностью». Надо отметить, что наибольшую долю учительниц все-таки составляли девушки не из дворянских семей, а из семей священнослужителей. В Нижегородской области они составляли 53%, в Пензенской – 41%. Меньше всего (около 6%) учительниц было из крестьянских семей. Это, безусловно, зависело от слабого развития образования сельского населения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Сущность понятий социально и педагогически запущенный ребенок
Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояни ...

Понятие социализации детей
Человек является высшим разумным существом. И, согласно христианскому учению, он наделён совершенным телом, богатой душой. Но человек становится высшим существом только среди себе подобных. В нём неразрывно соединяются биологическое и соци ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru