Социальный портрет учителя во второй половине XIX - начале XX вв

Новое в образовании » Социальный портрет учителя во второй половине XIX - начале XX вв

Страница 2

Рост высшей школы в России пришелся на начало 70–80 годов Х1Х века. В Мордовском крае в это время началось развиваться начальное образование. Именно социальный портрет учительства начальной школы Мордовского края и стал предметом изучения настоящей работы. До конца 60-х годов преподавание в них было исключительно мужским занятием. Большая часть учителей состояла из духовенства. Анализ статистических данных за 1879 год, приведенных в Статистическом временнике Российской империи, показывает, что в Нижегородской губернии большинство учителей получали образование в духовных, православных семинариях, училищах и школах (общее количество их составляло около 86%). Такое же положение было и в других губерниях Мордовского края. Это объясняется во многом тем, что контингент учителей формировался в основном из священнослужителей (около 62%), которые совмещали преподавательскую деятельность со службой в приходе. Выходцев из крестьян было значительно меньше (около 19%), сословие мещан было представлено примерно 11% учителей мужчин.

В 70–80-е годы Х1Х века в школу в качестве учителя приходит женщина. Однако количественный состав учительниц по сравнению с преподавателями-мужчинами был мал. Например, в Пензенской губернии в 1879 году среди учителей женщин было в 5 раз меньше, чем мужчин. В Нижегородской губернии только 0,06% от общего количества учителей составляли женщины. Женщина – учитель являлась скорее исключением, чем правилом. В 1879 году в четырех губерниях Мордовского края было 1164 учителя и только 259 учительницы. Это объяснялось той ролью, которую играла женщина в обществе во второй половине Х1Х – начале ХХ века, – быть матерью и хозяйкой в доме.

При исследовании данных о том, где получали образование женщины, обнаружилась одна закономерность: наибольшее количество учительниц получило образование в духовных училищах (в Нижегородской губернии – 47%). По всей видимости, в среде духовенства по-иному, нежели в светских кругах, относились к женскому образованию. В Пензенских епархиальных ведомостях за 1885 год так было сказано о роли образованной женщины на нравственный уровень общества: «Они должны своим благотворным примером влиять на жалкое положение крестьянских женщин».

Достаточно большое число учительниц получили домашнее образование. При сравнении с мужчинами, доля такого образования у женщин значительно выше. Например, в Тамбовской губернии 10% учительниц обучались дома (только 3% мужчин). В Симбирской губернии соотношение домашнего образования среди женщин и мужчин отличается еще значительнее – 10% и 0,4%. Это говорит о том, что у женщин в конце Х1Х века было меньше возможностей для получения образования вне дома, для них был ограничен доступ в гимназии. Между тем довольно-таки большая доля домашнего образования женщин свидетельствует о том, что среди учительниц было немало детей потомственных дворян, которые имели возможность приглашать для своих детей преподавателей естественных наук, иностранных языков. Так, например, в Нижегородской губернии 16% учительниц были выходцами из дворянских семей. Важным обстоятельством, подтолкнувшим дворянок к преподавательской деятельности, была отмена крепостного права. В глазах молодого поколения росли значение и привлекательность научной деятельности. Но в то же время снизился доход дворянских семей, потерявших возможность пользоваться результатами труда крепостных крестьян. Возникла необходимость зарабатывать на жизнь своим трудом. Без образования это было затруднительно. Изменилось отношение к образованности девушек. По словам П.Ф. Каптерева, «…учить пришлось и девочек. Раньше они довольствовались домашним образованием, ведь их будущее замужество зависело не от уровня образованности, а от количества крепостных. С исчезновением последних трудно стало выдавать дочерей замуж, потребовалось систематическое образование – школа, гимназия, институт. Для дальнейшего обучения требовались средства, которые девушки могли заработать только педагогической деятельностью». Надо отметить, что наибольшую долю учительниц все-таки составляли девушки не из дворянских семей, а из семей священнослужителей. В Нижегородской области они составляли 53%, в Пензенской – 41%. Меньше всего (около 6%) учительниц было из крестьянских семей. Это, безусловно, зависело от слабого развития образования сельского населения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Принцип ограничения и порядка
Нарушение порядка и восстановление его - сильнейший мотив детских действий, считала Монтессори, так как ребенку нравится видеть предметы своего окружения на одном и том же месте, он старается восстановить этот порядок, если его нарушил. Он ...

Создание условий для организации игровой деятельности
Для того чтобы развитие детей в игре проходило успешно, необходимо было создать соответствующие условия: отвести играм достаточное время; организовать предметно-развивающую среду, отвечающую 4 принципам: доступность, разнообразие, зонирова ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru