Задачи работы по развитию речи в 1-ой группе раннего возраста

Страница 1

Одним из существенных разделов педагогики раннего детства является методика развития речи детей первых лет жизни, разработкой которой занимались такие педагоги и методисты, как Е.И. Тихеева, Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, М.Ф. Ладыгина, Е.К. Каверина, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Г.М. Лямина, В.А. Петрова, Н.С. Карпинская и др.

Программа детского сада разделяет первый год жизни на 4 периода: (в каждом задачи, по которым строится методика развития речи):

1 период - до 2,5-36 мес. - собственно младенческий возраст, когда важно развивать зрение и слух - вызывать зрительное и слуховое сосредоточение: приучить всматриваться в лицо взрослого, останавливать взгляд на ярких игрушках, следить за передвигающимися игрушками; прислушиваться к различным звукам, к речи, чтению, звучанию погремушки и др. В этот период развивается "комплекс оживления" (мимические, двигательные и голосовые реакции), постепенно распадающийся (после 4 мес), проявляя каждую реакцию по отдельности. Систематическая активизация "комплекса оживления" вызывает и голосовые реакции, многократное повторение которых способствует их развитию. На 1-м месяце жизни воздействию во время комплексного ухода за ребенком, с начала 2 месяца младенец начинает активно воспринимать общение со взрослым - при кормлении, уходе появляются короткие периоды положительного эмоционального состояния, а к концу 2 месяца - громкий смех со взвизгиванием, "разговор" может остановить крик. На 3 месяце - в процессе общения включаются предметы (погремушки), разговорная речь заражает положительными эмоциями - голосовые реакции младенца разнообразнее.

2 период - от 2,5-3 мес. До 5-6 мес. - голосовые реакции приобретают самостоятельность: с 3-4 мес. Появляются гортанные звуки, с 5 месяцев - гуление (певучие гласные), с 5-6 мес. - лепет (слоги "ба", "ма", "па"). Развитие гуления способствует развитию артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения. Голосовые реакции в основном - в общении со взрослыми, детьми, при действиях с игрушками, при двигательной активности. В самостоятельной деятельности голосовых реакций меньше, потому программа детского сада рекомендует специальные занятия по развитию речи: вызывать ответные звуки, побуждать отыскивать взором разговаривающего взрослого - важна роль впервые возникающей способности с 3 месяцев подражания звукам речи взрослого. Занятия проводят во второй половине бодрствования. Через 40-60 минут после пробуждения ежедневно, по 4 раза в день (по 3-6 минут), на каждом занятии чередовать несколько приемов воздействия с паузами по 30 секунд (т.е. давать младенцу возможность произносить звуки).

"Эмоциональный разговор" - это молчаливое присутствие в нем зрения ребенка, затем - демонстрация игрушки и эмоционально-речевое общение ("разговор" с большим эмоциональным подъемом в игровой форме). На занятии ребенок воспринимает речевые образцы, а в самостоятельной деятельности упражняется в звукопроизношении. Для развития слухового восприятия организуется поисковая деятельность источника звука - при отвлечении спецприемы (изменение силы, темпа звука при общении на расстоянии - переклички, гуканье). Для развития звукоподражания, способности к различению звуков - использование различных озвученных игрушек, окликать младенца из разных мест, чередование шепота и громкости.

При переходе от гуления к лепету - "спонтанная" голосовая активность (связь слухового и речедвигательного анализатора), поэтому в группе нужно поддерживать тишину, чтобы ребенок мог слышать себя (произнесение звуков становится видом деятельности) для развития первичного понимания.

3 период (от 5-6 мес. До 9-10 мес.) - ставит задачи развития понимания и подражания звукам, звукосочетаниям речи взрослого. Взрослый делает его соучастником совместной деятельности с 6 мес. По М.И. Лисиной начинается этап делового общения, на смену ситуативно-личностной форме общения приходит ситуативно-деловая форма общения со взрослым. Словесное обращение взрослого активно воспринимается ребенком, если побуждает к действиям, регулирует их. Программа детского сада рекомендует и индивидуальные, и групповые игры-занятия (на ориентировку в окружающем, понимания названий), игра "Прятки", "Ладошки", "До свидания", "Дай ручку", "Какой большой" (приучение к выполнению движений по словесному указанию), игра-перекличка, с подгруппой детей - занятия развлекательного характера.

4 период - (от 9-10 мес. До 1 года) - задачи расширения понимания названий предметов, движений, действий, развития лепета, подражания слогам, словосочетаниям, учить овладевать новыми первыми активными словами. Специфика речевого общения в том, что слова взрослого предваряют действия, сопровождают действия, выполняемые ребенком: занятия с сюжетными игрушками (кукла, игрушечные животные), показ картинок с изображением предметов, игры-забавы, короткие песенки, рифмованные фразы, занятия с "Чудесным мешочком" (показ предмета с называнием, называние действий с предметом), показ различных игрушек с одним и тем же действием, вопрос "Где то-то? " (развивает ориентировку в окружающем), прием побуждения к действию, игра-перекличка, игры-забавы ("ку-ку", "Коза рогатая", "Догоню-догоню").

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Структура процесса обучения при использовании здоровьесберегающих технологий
Обучение — это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнений учебной деятельности. Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя пе ...

Трудности и причины ошибок учащихся-дагестанцев в процессе воспитания орфоэпической культуры младших школьников
Произносительные навыки вырабатываются в процессе длительной речевой практики, систематического выполнения специальных упражнений, составленных с учетом особенностей фонетических систем русского и родного языка. Трудности, связанные с выра ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru