Формы знания и образование: актуальность концепции М. Шелера

Новое в образовании » Формы знания и образование: актуальность концепции М. Шелера

Страница 1

Человек становится способным к созидательной и творческой деятельности, общению с другими членами общества, в соответствии с нравственными нормами, благодаря образованию и воспитанию.

В современной науке существует множество дефиниций образования, но все они, фактически сводятся к тому, что образование - это целенаправленный процесс и результат усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.

Такое ограниченное понимание сущности образования не соответствует сложившимся в истории философской мысли концепциям и воззрениям. Особую значимость в данной связи приобретают идеи М. Шелера, разработавшего систему философского познания человека во всех гранях его бытия, в том числе и образования.

Классик философской антропологии утверждал, что, в конечном счете образование является своего рода индивидуальным и единственным предназначением и наций, и культурных кругов, и каждого отдельного человека.

Макс Шелер рассматривает образование «как нечто идеальное, завершенное, выступающее, в первую очередь, как индивидуально самобытные форма, образ, ритмика, в границах которых и, соразмерно которым происходит вся свободная духовная деятельность человека; направляющая все психофизические, автоматические проявления жизни, все поведение человека».

Другими словами, это сложнейшая система, в которой происходит становление духовного мира человека. Это именно та сфера жизнедеятельности, в которой человек познает не только окружающую его действительность, но и самого себя, свое собственное Я. Как справедливо отмечает Г.Б. Корнетов, анализируя философию образования М. Шелера, это, прежде всего образование души, соответствующее, с одной стороны, собственному индивидуальному своеобразию и предназначению, а с другой - объективной серьезной культуре знаний своего времени.

По убеждению философа, «образование - это отчеканенная форма, образ совокупного человеческого бытия; но это форма не материального вещества, как это имеет место в скульптуре или картине, а оформление живой целостности в форме времени как целостности, состоящей исключительно из ряда последовательностей, из протекания процессов, из актов».

Согласно М. Шелеру, этому образованному бытию субъекта соответствует всегда его «микрокосм», являющийся его миром и сам по себе составляющий целостность, которая в каждой своей части и в каждом элементе с той или иной степенью полноты позволяет отчеканенной, развивающейся живой форме каждой конкретной личности высветиться с предметной стороны. Данный «микрокосм» - не отдельно взятая часть мира, в виде предмета знания и образования человека, а именно целостность мира в упорядоченной композиции.

Следует отметить и тот факт, что в работе философа четко прослеживается идея неразрывности образования и системы знания, так как, по его убеждению, «образование - это включение в систему знания, ставшее формой и правилом схватывания всех случайных факторов будущего опыта, имеющих ту же сущность».

М. Шелер выделил три основных вида знания. Во-первых - это «образовательное знание», или научное, способствующее становлению и развитию личности. Во-вторых, «божественное знание», или духовное, о становлении мира и высшей основы бытия, которые лишь в человеческом знании достигают их собственного предназначения. И наконец, в-третьих - это знание, целью которого является реализация практического господства над миром и его преобразование для человеческих целей и намерений. Это - знание ради господства или достижений.

Философ утверждает, что «сегодня во всем мире пробил час, когда надо проложить путь к уравниванию и в то же время взаимодополнению этих направлений, так как будущая история человеческой культуры будет проходить под знаком этого уравнивания и этого взаимодополнения».

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Психологические особенности воздействия видеофильмов на учащихся
Использование видеофильма развивает различные стороны психической деятельности учащихся, в первую очередь, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера коллективной познавательной деятельности. При просмотре фильма уч ...

Причины девиантного поведения детей и подростков
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Существует несколько классификаций причин отклоняющегося поведения. Так например, Л.Б. Шне ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru