Выделяют следующие типологические признаки проектов:
1) доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный;
2) предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;
3) характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);
4) характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний, региональный, международный;
5) количество участников проекта (личностные, парные, групповые);
6) продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности: один-два месяца, долгосрочный: до года).
Рассмотрим каждый из перечисленных проектов подробно.
Исследовательские проекты. Требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Такие проекты приближены к научному исследованию. Они содержат аргументацию актуальности принятой для исследования темы, обозначения задач и методов исследования, указание источников информации. При выполнении заданий исследовательских проектов, участники проекта выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути ее решения. Итогом исследовательской работы является обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов.
Творческие проекты. Предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Каждый из задействованных в проекте выполняет ту часть творческого задания, которая соответствует его интересам. Результаты проекта могут быть представлены на презентации, в видеофильме, на сайте и т.д.
Ролево-игровые проекты. Участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
Информационные проекты. Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении. Участники проекта изучают найденную информацию, анализируют ее, выделяют факты, которые и являются результатом заданий. Информационные проекты требуют продуманной структуры, которая складывается из цели проекта, предмета информационного поиска, источника информации, способа обработки информации, представления результата информационного поиска, презентации.
Практико-ориентированные проекты. Отличаются четко обозначенным результатом деятельности его участников, который ориентирован на их социальные интересы.
Результатом проведения таких проектов может стать создание документа на основе полученных результатов исследования по экологии, биологии, географии; сбор справочного материала, составление словаря, например, обиходной школьной лексики; создание дизайна дома и т.д. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры, четкого определения деятельности каждого из участников. Важно поэтапное обсуждение и корректировка совместных и индивидуальных усилий в презентации полученных результатов .
Монопроекты. Как правило, проводятся в рамках одного учебного предмета с использованием знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Подобный проект требует разработки тщательной структуризации по урокам, а также четкого обозначения целей, задач и тех знаний, умений, предположительно которые ученики должны приобрести в ходе выполнения заданий проекта. Необходимо спланировать логику работы на каждом уроке по группам, форму презентации.
Межпредметные проекты. Как правило выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную проблему.
Проекты с открытой, явной координацией. В таких проектах участвует координатор, который направляет деятельность других участников проекта, организует отдельные этапы проекта или деятельность отдельных участников.
Проекты со скрытой координацией. В данном случае координатор является одним из участников проекта. Например, в проекте, целью которого является проведение исследовательской работы, участвует специалист по той области работы, по которой и проводится данная исследовательская работа. Он помогает глубже «проникнуть» в стоящую перед участниками проекта проблему и полнее раскрыть ее.
Новое о педагогике:
Использование
проектной деятельности в ДОУ
Всё больше детских садов начинают внедрять у себя метод проектов. Это свидетельствует о том, что российские педагоги ДОУ легко осваивают наиболее современные мировые тенденции в области образовательных технологий. Самое главное на этом пут ...
Составление и апробирование комплекса упражнений на совершенствование
монологического высказывания
Чтобы составить систему упражнений, направленную на обучение монологическому высказыванию необходимо обратиться к школьной программе, чтобы определить какими знаниями и умениями должны обладать учащиеся на старшем этапе обучения. В соответ ...