Существовали проблемы в организации заочного обучения учителей истории. Среди них – отсутствие надлежащего руководства со стороны наркоматов и ведомств, в том числе регионального уровня, отсутствие единых правил приема, сроков обучения, установленного учебного режима, необеспеченность заочников учебниками, методическими пособиями и учебными программами, что отрицательным образом сказывалось на качестве обучения и переобучения педагогов истории.
Центральное место в системе работы с учителями истории в деле повышения их квалификации заняли институты повышения педагогической квалификации кадров народного образования (ИПККНО, а впоследствии ИУУ). Они открылись 1930-е гг., формы повышения квалификации учителей истории: курсы, семинары, конференции, лекции, экскурсии, методическая работа в школе и районе. В качестве лекторов на этих мероприятиях выступали преподаватели вузов, работники местных комитетов партии, лучшие учителя истории школ Нижнего Новгорода. Существовал комплекс проблем, мешавших достижению высоких показателей в деле повышения квалификации педагогов. К ним относились пассивность основной массы учителей-историков городов Горьковской области, уклонявшихся от посещения проводимых институтами усовершенствования мероприятий, неудовлетворительное обеспечение учителей учебной и методической литературой, особенно в сельской местности, отсутствие должного контроля со стороны районных отделов народного образования. Известны примеры, когда местные органы образования не отпускали учителей на курсы, семинары, лекции либо не доводили всю необходимую информацию о проводимых мероприятиях до педагогов. Очевидно, что на посещаемости курсов, семинаров, кружков педагогами сказывалась то обстоятельство, что жестко идеологизированные мероприятия становились для них неинтересными. Падению квалификации учительства способствовали изменения в составе учительства в военные годы: более подготовленная и активная часть учителей были направлены на работу в партийные и советские органы, либо призваны в ряды Красной армии. Только в Горьком было мобилизовано 56 учителей истории. Недостаток учителей пополнялся за счет лиц, окончивших краткосрочные педагогические курсы, которые не давали фундаментального специального образования. Имевшая место практика перевода учителей из начальной школы на работу в неполные средние и средние школы подверглась жесткой критике со стороны ЦК ВКП (б). Отрицательно сказывалось на качестве преподавания совместительство и привлечение на должности учителей учащихся старших классов средних школ.
Таким образом, проблема повышения квалификации учителей послевоенного времени не потеряла своей актуальности, что вызвало организацию постоянных курсов усовершенствования подготовки учителей, кроме того, развилась сеть «Педагогических чтений», школ передового опыта, где происходил процесс обмена передовым опытом, кроме того, функционировали школы идейно-политического просвещения, вечерние университеты марксизма-ленинизма, методологические семинары и кружки, где велась идеологическая подготовка учительства. Однако недостатком системы было отсутствие центра, который бы координировал и осуществлял организационное и методическое руководство курсовой подготовкой
Новое о педагогике:
Диагностика читательских интересов школьников 6 и 9 классов
Прежде чем приступить к формированию читательской компетенции, необходимо: продиагностировать круг читательских интересов учащихся 6 и 9 классов, тем самым определив круг интересов, эстетических предпочтений современного школьника; проанал ...
Обучение видам речевой деятельности по школьной программе
Основная цель курса – дать основы знаний о языке, позволяющие обеспечить достаточно высокий уровень речевого общения и грамотного письма, необходимый для успешной индивидуальной и социальной деятельности, а также для понимания диалога русс ...