Рассмотрим подробнее особенности профессионального пути и развития профессионала.
Концептуально с акмеологических ¹ позиций развитие профессионала можно представить как процесс и результат системных преобразований развивающейся личности, включающий взаимосвязанные прогрессивные изменения следующих основных подсистем:
– профессионализма деятельности (развитие профессиональной компетентности, профессиональных навыков и умений, акмеологических инвариантов профессионализма);
– профессионализма личности (развитие способностей, профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, рефлексивной организации и рефлексивной культуры, творческого и инновационного потенциала, мотивации достижений);
– нормативности деятельности и поведения (формирование профессиональной и нравственной системы регуляции поведения, деятельности и отношений);
– продуктивной Я-концепции.
На основе данной акмеологической концепции можно составлять индивидуальные программы становления и развития профессионалов.
При этом в процессе развития профессионала необходимо различать тенденции становления человека труда как:
– субъекта профессиональной деятельности, профессионального развития, профессионализации, профессиональной жизни (профессионального пути);
– специалиста, обладающего определенной квалификацией;
– зрелой личности;
¹ Слово «акмеология» восходит к древнегреческому «akme», происходящему, в свою очередь, от слова «axis» («острие») и означающему: «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора»; «en akmy einal» (быть в акме) означает: «быть в полном цвете, на высшей степени развития».
– активного участника акме-процесса (обладающего акме-мотивацией и акме-способностями).
Осознание человеком хода своего профессионального развития неизбежно приводит его к пониманию противоречивости, рассогласованности этого процесса, неравномерности становления отдельных сторон своего развития (когда, например, стремления и мотивы опережают реальные возможности) или к пониманию нарушения баланса, гармонии (когда новые цели требуют непосильных усилий, исчерпывающих все резервы организма и личности). Источником дисгармоний в развитии может быть слишком ранняя или запоздалая профессионализация. Поддержание баланса в трате психических сил и приобретении новых ресурсов также характеризует человека как субъекта своего профессионального развития.
Новое о педагогике:
Развитие тестирования в России
Можно сказать, что Россия конца XIX века позаимствовала в основном немецкий вариант проверки знаний. Но в те годы здесь о тестах никто еще ничего не написал. Похоже, что в стране их не было. В России конца XIX - начала XX века вопрос разра ...
Этапы разработки педагогических тестов
Принцип системности предполагает последовательную организацию всей работы по созданию тестов. При этом может оказаться полезной уточнённая концепция автора поэтапного становления тестового педагогического процесса. В прежних вариантах было ...