Развитие профессионала с акмеологической точки зрения

Рассмотрим подробнее особенности профессионального пути и развития профессионала.

Концептуально с акмеологических ¹ позиций развитие профессионала можно представить как процесс и результат системных преобразований развивающейся личности, включающий взаимосвязанные прогрессивные изменения следующих основных подсистем:

– профессионализма деятельности (развитие профессиональной компетентности, профессиональных навыков и умений, акмеологических инвариантов профессионализма);

– профессионализма личности (развитие способностей, профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, рефлексивной организации и рефлексивной культуры, творческого и инновационного потенциала, мотивации достижений);

– нормативности деятельности и поведения (формирование профессиональной и нравственной системы регуляции поведения, деятельности и отношений);

– продуктивной Я-концепции.

На основе данной акмеологической концепции можно составлять индивидуальные программы становления и развития профессионалов.

При этом в процессе развития профессионала необходимо различать тенденции становления человека труда как:

– субъекта профессиональной деятельности, профессионального развития, профессионализации, профессиональной жизни (профессионального пути);

– специалиста, обладающего определенной квалификацией;

– зрелой личности;

¹ Слово «акмеология» восходит к древнегреческому «akme», происходящему, в свою очередь, от слова «axis» («острие») и означающему: «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора»; «en akmy einal» (быть в акме) означает: «быть в полном цвете, на высшей степени развития».

– активного участника акме-процесса (обладающего акме-мотивацией и акме-способностями).

Осознание человеком хода своего профессионального развития неизбежно приводит его к пониманию противоречивости, рассогласованности этого процесса, неравномерности становления отдельных сторон своего развития (когда, например, стремления и мотивы опережают реальные возможности) или к пониманию нарушения баланса, гармонии (когда новые цели требуют непосильных усилий, исчерпывающих все резервы организма и личности). Источником дисгармоний в развитии может быть слишком ранняя или запоздалая профессионализация. Поддержание баланса в трате психических сил и приобретении новых ресурсов также характеризует человека как субъекта своего профессионального развития.

Новое о педагогике:

Классификация игр детей раннего возраста
Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Мног ...

Задачи работы по развитию речи в 1-ой группе раннего возраста
Одним из существенных разделов педагогики раннего детства является методика развития речи детей первых лет жизни, разработкой которой занимались такие педагоги и методисты, как Е.И. Тихеева, Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, М.Ф. Ладыгина, Е. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru