Развитие профессионала с акмеологической точки зрения

Рассмотрим подробнее особенности профессионального пути и развития профессионала.

Концептуально с акмеологических ¹ позиций развитие профессионала можно представить как процесс и результат системных преобразований развивающейся личности, включающий взаимосвязанные прогрессивные изменения следующих основных подсистем:

– профессионализма деятельности (развитие профессиональной компетентности, профессиональных навыков и умений, акмеологических инвариантов профессионализма);

– профессионализма личности (развитие способностей, профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, рефлексивной организации и рефлексивной культуры, творческого и инновационного потенциала, мотивации достижений);

– нормативности деятельности и поведения (формирование профессиональной и нравственной системы регуляции поведения, деятельности и отношений);

– продуктивной Я-концепции.

На основе данной акмеологической концепции можно составлять индивидуальные программы становления и развития профессионалов.

При этом в процессе развития профессионала необходимо различать тенденции становления человека труда как:

– субъекта профессиональной деятельности, профессионального развития, профессионализации, профессиональной жизни (профессионального пути);

– специалиста, обладающего определенной квалификацией;

– зрелой личности;

¹ Слово «акмеология» восходит к древнегреческому «akme», происходящему, в свою очередь, от слова «axis» («острие») и означающему: «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора»; «en akmy einal» (быть в акме) означает: «быть в полном цвете, на высшей степени развития».

– активного участника акме-процесса (обладающего акме-мотивацией и акме-способностями).

Осознание человеком хода своего профессионального развития неизбежно приводит его к пониманию противоречивости, рассогласованности этого процесса, неравномерности становления отдельных сторон своего развития (когда, например, стремления и мотивы опережают реальные возможности) или к пониманию нарушения баланса, гармонии (когда новые цели требуют непосильных усилий, исчерпывающих все резервы организма и личности). Источником дисгармоний в развитии может быть слишком ранняя или запоздалая профессионализация. Поддержание баланса в трате психических сил и приобретении новых ресурсов также характеризует человека как субъекта своего профессионального развития.

Новое о педагогике:

Система коррекционно – логопедической работы
Логопедическая работа с детьми-дизартриками базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учета личностных особенностей детей. Положительные результаты логопедич ...

Работа над рецензией на рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо". Конспект урока по литературе в 7 классе
Тип урока - урок развития речи. Цели урока обучить написанию рецензии на рассказ; развить умение оперировать необходимыми литературоведческими понятиями; развить умение анализировать художественный текст; развит интерес к литературе через ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru