Лекция: цели, задачи и функции

Новое в образовании » Лекция: цели, задачи и функции

Первым видом учебно-исследовательской работы, с которым сталкивается студент, придя в вуз, является лекция. С одной стороны, лекция – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины. В отличие от школьной лекции преподаватель вуза не ставит перед собой задачи научить слушать, его главной целью является – донести сущность поставленной проблемы, поэтому при чтении лекции преподаватель не останавливается на плане и выводах, не усиливает наиболее важные моменты лекции интонацией и не повторяет их. Лекция требует от слушателя большой самостоятельной работы. Во время лекции фиксируются основные этапы развития мысли лектора, выводы и обобщения. Причем зафиксировать информацию необходимо не только для последующего запоминания, но и для дальнейшей работы с книгой, учебником, справочником, сборником документов.

Сегодня выделяют пять основных функций вузовской лекции:

информативную – знакомство с научными фактами, доказательствами и выводами;

ориентирующую;

стимулирующую;

Ориентирующая и стимулирующая функции лекции проявляются в том, что лектор, выделяя в излагаемом материале основное, пробуждает у студентов внимание, интерес к поиску, экспериментированию и самостоятельной работе.

методологическую – в ходе анализа научных теорий, раскрываются методы исследования;

развивающую и воспитывающую – во время лекции у аудитории пробуждается оценочно–эмоциональное отношение к изучаемому предмету, формируется диалектическое мышление, происходит процесс разностороннего развития личности, ее общих и специальных способностей.

Таким образом, лекционная форма обучения в вузе, в отличие от средней школы является главной. Именно лекция должна дать студенту путеводную нить, помочь ему не захлебнуться в потоке информации, обрести ориентиры, отобрать необходимое и полезное. Вузовская лекция не только дает глубокие и разносторонние знания, но и максимально способствует воспитанию и развитию студента, формирует глубокую идейную убежденность, развивает творческие способности.

Новое о педагогике:

Из истории головоломок с неповторяющимися цифрами
Задачи с неповторяющимися цифрами встречаем в замечательном отечественном трёхтомнике Е. И. Игнатьева «В царстве смекалки, или Арифметика для всех: Опыт математической хрестоматии: Книга для семьи и школы». В «Книге 1» приведена: «Задача 3 ...

Технология индивидуальной самостоятельной работы
Самостоятельная учебная работа – вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и корр ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru