Лекция: цели, задачи и функции

Новое в образовании » Лекция: цели, задачи и функции

Первым видом учебно-исследовательской работы, с которым сталкивается студент, придя в вуз, является лекция. С одной стороны, лекция – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины. В отличие от школьной лекции преподаватель вуза не ставит перед собой задачи научить слушать, его главной целью является – донести сущность поставленной проблемы, поэтому при чтении лекции преподаватель не останавливается на плане и выводах, не усиливает наиболее важные моменты лекции интонацией и не повторяет их. Лекция требует от слушателя большой самостоятельной работы. Во время лекции фиксируются основные этапы развития мысли лектора, выводы и обобщения. Причем зафиксировать информацию необходимо не только для последующего запоминания, но и для дальнейшей работы с книгой, учебником, справочником, сборником документов.

Сегодня выделяют пять основных функций вузовской лекции:

информативную – знакомство с научными фактами, доказательствами и выводами;

ориентирующую;

стимулирующую;

Ориентирующая и стимулирующая функции лекции проявляются в том, что лектор, выделяя в излагаемом материале основное, пробуждает у студентов внимание, интерес к поиску, экспериментированию и самостоятельной работе.

методологическую – в ходе анализа научных теорий, раскрываются методы исследования;

развивающую и воспитывающую – во время лекции у аудитории пробуждается оценочно–эмоциональное отношение к изучаемому предмету, формируется диалектическое мышление, происходит процесс разностороннего развития личности, ее общих и специальных способностей.

Таким образом, лекционная форма обучения в вузе, в отличие от средней школы является главной. Именно лекция должна дать студенту путеводную нить, помочь ему не захлебнуться в потоке информации, обрести ориентиры, отобрать необходимое и полезное. Вузовская лекция не только дает глубокие и разносторонние знания, но и максимально способствует воспитанию и развитию студента, формирует глубокую идейную убежденность, развивает творческие способности.

Новое о педагогике:

Сравнительный анализ результатов исследования состояния словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и у детей с нормальным речевым развитием
Подробный количественный и качественный анализ полученных данных происходил по балльной системе и в процентном соотношении. Результаты, выявленные у дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием, сравнивались и сопоставлялись между с ...

Особенности коррекции ПВК у студентов будущих инженеров-механиков
Разработка качеств работоспособности, надежности и профессионального долголетия специалистов тесно связано с решением проблемы коррекции ПВК. Следует отметить, что до настоящего времени задачи воспитания и коррекции профессионально важных ...

Категории

Copyright © 2017 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru