Семинарские занятия

Страница 1

Важной частью учебного процесса в вузе являются семинарские занятия. Семинар представляет собой особую форму организации учебного процесса, которая служит для дальнейшего уяснения и углубления сведений, полученных на лекциях. В данном виде учебной деятельности студент должен приобрести умения получать новые знания, их систематизировать, оперировать базовыми понятиями и теоретическими конструкциями учебной дисциплины.

Семинарские занятия бывают различными по содержанию, по построению и по организации работы на них. Обычно на семинарах рассматриваются заранее поставленные вопросы. Следует заблаговременно познакомиться с планом семинарского занятия и литературой, рекомендованной для изучения данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к нему. Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших докладов или рефератов, подготовленных студентами. Как в первом, так и во втором случаях требуется тщательная подготовка к семинарскому занятию.

Начиная подготовку к семинару, необходимо ознакомится с тематикой семинарских занятий и вопросами, выносимыми на обсуждение, прочитать соответствующие страницы в конспекте лекций, разделы учебной и научной литературы, чтобы получить общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует поработать с дополнительной литературой, подготовить конспект ответа на вопросы. Подготовка конспектов позволит систематизировать информацию, содержащуюся в учебной и научной литературе, а также будет способствовать превращению чтения в активный процесс, активизируя, наряду со зрительной, и моторную память. У человека, систематически ведущего записи (конспекты), создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний.

При подготовке конспекта выделяют следующие этапы работы:

изучение конспекта лекции, учебника, рекомендованной литературы;

знакомство с хрестоматией (сборником документов), отбор материала, содержащего сведения, относящиеся к раскрываемому вопросу;

изучение карты либо атласа, если этого требует рассматриваемый вопрос;

составление плана раскрытия вопроса (например, можно включить такие пункты плана как 1) время события, 2) историография вопроса, 3) теория вопроса, 4) причины события, 5) содержание события, 6) значение события);

составление конспекта доклада.

План ответа не должен представлять собой необработанную компиляцию учебной литературы. Лучше, если он будет составлен в виде кратких, легко запоминающихся тезисов, которыми можно пользоваться при ответе. Для того чтобы ответ был четким, аргументированным, необходимо внимательно изучить текст рекомендованного документа и отметить в плане-конспекте номера статей и страниц хрестоматии (сборника документов), где эти статьи содержатся.

Конспект готовится либо в тетради, либо на отдельных листах.

При оформлении учебного конспекта доклада в тетради необходимо оставлять поля для последующей работы над конспектом доклада, дополнительных записей, замечаний.

Положительные стороны оформления конспекта в тетради:

легче оформить;

занимает меньше места;

удобен в использовании.

Недостатки: в таком конспекте доклада мало места для пополнения его новыми сведениями, материалами, выводами, обобщениями.

Положительные стороны оформления конспекта доклада на отдельных листах:

из него удобно извлечь отдельную, понадобившуюся запись;

его можно быстро пополнить листками с новыми сведениями и материалами, выводами и обобщениями;

при подготовке выступлений легко подобрать листики из различных конспектов, свести их вместе.

Недостатки:

не очень удобен при хранении (для хранения нужны папки, которые можно перепутать, либо рассыпать);

возникает необходимость наличия кроме номера страницы, еще какой-либо индекс или название папки, к которой относится лист конспекта.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Экспериментальное изучение особенностей внимания и речи детей с задержкой психического развития
В целях решения задач исследования предлагается материал, посвященный описанию методик экспериментов с анализом полученных данных. Изучались особенности устной речи и письма младших школьников с ЗПР, свойства внимания (объем, устойчивость, ...

Составление и апробирование комплекса упражнений на совершенствование монологического высказывания
Чтобы составить систему упражнений, направленную на обучение монологическому высказыванию необходимо обратиться к школьной программе, чтобы определить какими знаниями и умениями должны обладать учащиеся на старшем этапе обучения. В соответ ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru