Работа студентов на лекции

Страница 1

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию, поскольку в первые минуты лекции объявляется тема лекции, формулируется ее основная цель. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции. Здесь не следует путать такие понятия как слышать и слушать. Слышать можно не слушая, с чем мы часто сталкиваемся. Человека в повседневной жизни окружает большое количество звуков, и он их слышит, но может обращать на них внимание, только в тот момент, когда это ему необходимо. Например, если в соседней комнате негромко играет музыка, мы слышим это, но только в том случае, если мы начинаем внимательно слушать, т.е. акцентируем внимание на этом, то понимаем, например, смысл песни. Таким образом, слушание лекции состоит из нескольких этапов, начиная от слышания (первый шаг в процессе осмысленного слушания) и заканчивая оценкой сказанного.

Процесс слушания лекции, требующий большого умственного напряжения, может быть затруднен целым рядом причин:

Высокая скорость умственной деятельности. Человек думает в четыре раза быстрее, чем говорит, поэтому у слушателя есть время на то, чтобы отвлечься от разбираемой темы.

Избирательность внимания. Мы можем слышать одновременно многое, не уделяя при этом всему предельного внимания. Человек с детства приучается последовательно выбирать только то, что представляет для него интерес. Привычка переключать внимание с объекта на объект затрудняет фиксирование внимания.

«Антипатия» к чужим мыслям. Всегда легче следовать своим мыслям, чем следить за тем, что говорит другой.

Потребность реплики. Временами у человека возникает желание возразить в ответ на сделанное высказывание. И вот мы уже не слушаем, мысли заняты формулировкой комментариев.

На основе перечисленных трудностей вырабатываются привычки, которые затрудняют контакт между лектором и слушателями (студентами), среди них можно назвать следующие:

повышенное внимание к недостаткам речи, внешности выступающего;

привычка слушать лектора не глядя на него;

высокая восприимчивость к незначительным отвлекающим моментам (кашель, шарканье ногами и т.п.);

отрицательная эмоциональная реакция на всякое противоречие (в том числе и необходимое) в ходе рассуждений лектора;

поспешная оценка темы и вывод о том, что в выступлении не будет ничего нового или ценного, преждевременное заключение о том, что положения доклада неверны или не заслуживают внимания; как следствие этого, поспешный отказ от усилий слушать выступающего.

Чтобы процесс слушания стал более эффективным, нужно разделять качество общения с лектором, научиться поддерживать непрерывное внимание к выступающему. Для оптимизации процесса слушания следует:

научиться выделять основные положения. Нельзя понять и запомнить все, что говорит выступающий, однако можно выделить основные моменты. Для этого необходимо обращать внимание на вводные слова, словосочетания, фразы, которые используются, как правило, для перехода к новым положениям, выводам и обобщениям;

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Из истории головоломок с неповторяющимися цифрами
Задачи с неповторяющимися цифрами встречаем в замечательном отечественном трёхтомнике Е. И. Игнатьева «В царстве смекалки, или Арифметика для всех: Опыт математической хрестоматии: Книга для семьи и школы». В «Книге 1» приведена: «Задача 3 ...

Организация и методы изучения уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ОНР
Для выявления исходного уровня развития мелкой и артикуляционной моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нами был проведен констатирующий эксперимент. Эксперимент проходил на базе МДОУ г. Ростова-на-Дону № 5. Дети им ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru