В течение всего периода практики пробных уроков и преддипломной практики, пройденной в МОУ Шульгинской сош в начальных классах, нами были проведены мероприятия с целью сохранения и укрепления здоровья младших школьников такие как: уроки по предметам с комплексами оздоровительных физкультминуток, классные часы и родительские собрания. Так же проводилась оздоровительная гимнастика до уроков.
Формирование здорового образа жизни происходит и на предметных уроках, например, на уроках математики. Традиционное построение урока и однообразная работа снижают интерес к обучению, утомляют детей, вызывают эмоциональный дискомфорт. Возникает настоятельная необходимость в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Как отмечает профессор С.Е.Царева, «…содержание обучения будет гуманитарным, а значит, и личностно-значимым для обучающегося, если ученик, а вместе с ним и учитель будут рассматривать любое изучаемое понятие, утверждение как ответ на какой-то вопрос, решение проблемы как способ удовлетворения человеческих потребностей».
В этом отношении велика роль валеологических задач. В процессе решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащемуся осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоровья. Учитель должен помочь преобразовать возникшую энергию опасения в энергию действия. На этом этапе он знакомит и обсуждает с учащимися конкретные привычки здорового образа жизни. Таким образом, математическая задача формирует у младшего школьника сложное психическое «новообразование» - ответственное отношение к здоровью.
Урок здоровья по окружающему миру на тему «Если хочешь быть здоров» проводился нами во 2 классе. Он имел своей целью сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, выделить компоненты здоровья человека, познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы. В ходе урока учащиеся познакомились с оптимальным режимом дня, закрепили знания о личной гигиене, разбирали, как надо правильно питаться, какие существуют виды закаливания, к каким врачам следует обращаться при заболеваниях.
Урок проходил в форме путешествия, что повлияло на живость учащихся, они с интересом, не в принудительной форме выполняли задания. В течение всего урока работа с классом опиралась на творческое воображение младших школьников. Цели и задачи, поставленные перед учителем и учащимися, были достигнуты посредством тесного сотрудничества.
Урок по физкультуре на тему «Зимние игры на воздухе» проводился нами во 2 классе. Он имел своей целью формирование потребности в здоровом образе жизни у детей, познакомить детей с зимними играми на воздухе. Одно из ведущих мест на уроке принадлежало игре. Именно игры способствуют усвоению самых различных знаний, умений, развитию двигательных способностей. Взаимосвязь игры и учения проявляется во влиянии игры на формирование элементов учебной деятельности.
Для построения урока была взята за основу общепринятая структура урока физкультуры - вводная, основная и заключительная части. Такое построение уроков любого типа позволяет успешно решать образовательные, развивающие, воспитательные задачи. На уроке работа с детьми строится на тесном сотрудничестве учителя и учеников, побуждая детей к творческому и поисковому решению учебных задач.
Уроки здоровья способствуют повышению функциональных и адаптационных возможностей детского организма, оказывают общеукрепляющее влияние, выступают как мощное средство формирования всесторонне развитой личности.
На уроках нами проводились оздоровительные физкультурные минутки. Они имели своей целью активизировать внимание детей, развивать память, повышать работоспособность и педагогическую эффективность урока в целом. Для того чтобы снять излишнее статическое напряжение, на физкультурных минутках проводились динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса). В связи с функциональной и анатомической незрелостью зрительной системы и зрительными нагрузками, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, нами применялась на физкультурных минутках гимнастика для глаз (офтальмотренаж).
Физкультурные минутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Также нами проводилась гимнастика до учебных занятий. Она полезна и необходима каждому младшему школьнику, потому что помогает быстро подготовить организм к работе. Во время выполнения гимнастики мышцы быстрее сокращаются и расслабляются, переключаются на активную работу сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Новое о педагогике:
Гуманизация в процессе
обучения физике
Важнейшей задачей обучения в школе, особенно в педвузе, является формирование гармонично развитой личности с навыками ассоциативного мышления, умеющей чувствовать многообразие жизни (физической, социальной, духовной) и способной представит ...
Учет и отчетность
мастера производственного обучения
Учет производственного обучения является одним из важнейших средств повышения качества учебно-воспитательной работы. Правильно проводимый учет дает возможность определить полноту и совершенность выполнения учебных планов и программ, прокон ...