Речь как деятельность

Страница 1

Речевая деятельность характеризуется как про­цесс, который осуществляется в ходе общения людей («во взаимодействии людей между собой»), следовательно, этот вид человеческой деятельности всегда предполагает наличие партне­ров, т. е. того, кто обращается с высказыванием, и того (тех), кто его принимает (или будет принимать). Сущность процесса и состоит для одного в создании (выдаче) сообщения, для другого (других) — в его восприятии (приеме). Вот почему речевая дея­тельность — процесс активный. Целенаправленным он является потому, что, вступая в речевое общение, каждый из партнеров всегда движим определенными намерениями, например: мы обычно начинаем говорить, потому что возникла потребность что-то сообщить, чем-то поделиться, о чем-то спросить, попро­сить и т. д., мы, как правило, знаем, к кому и зачем обращаемся; слушающий тоже реализует свое намерение: получить информа­цию, понять, чего хочет от него говорящий и т. д. Процесс рече­вого общения осуществляется с помощью языковых средств («опосредствован языком»), на его характер всегда накладывает отпечаток ситуация общения (задачи, условия, особенности партнеров), т. е: это процесс, «обусловливаемый ситуацией общения».

Таким образом, переформулируя приведенное определение, можно сказать, что речевая деятельность — это активный, целе­направленный процесс создания и восприятия высказываний, осу­ществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

Традиционно понятие «развитие речи», в частности развитие связной речи, всегда предполагало преимущественно обучение созданию высказываний, но речевая деятельность — это дву­сторонний процесс (см. рис.). Следовательно, нужно также целе­направленно учить детей и воспринимать высказывания, т. е. выступать в роли не только отправителя сообщения, но и адреса­та, учить меняться ролями.

Кроме того, при обучении созданию высказываний (устных или письменных) в практике обычно не учитывается ряд обстоятельств. Так, как правило, учитель не заботится о том, чтобы у ребенка возникла потребность вступить в общение. Ученик создает высказывание потому, что таково задание учителя, собственно коммуникативного же мотива у него нет. Учитель чаще всего не обеспечивает ученику конкретной ситуации общения (осо­знания того, к кому, зачем, при каких обстоятельствах он обра­щается с речью) — обычно он «просто» пишет сочинение или «просто» отвечает на вопросы по пройденному материалу. В реальной же речевой практике «просто» высказываний не создают. Прав психолог Н. И. Жинкин, который, характеризуя распро­страненные виды школьных упражнений в связной речи, писал: «Повторение отрезка речи в целях упражнения для формиро­вания какого-либо навыка или усвоения знаний снимает коммуни­кативную функцию речи. Речь становится искусственной и бес­цельной .» Вот первые методические оценки, которые возникают при са­мом поверхностном сопоставлении организации работы над детс­кими высказываниями, принятой в школе, с естественной рече­вой деятельностью людей. Для того чтобы наметить пути совер­шенствования работы по развитию речи школьников, необходимо дать более основательную характеристику речевой деятельности.

Как уже было сказано, «предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность» (А. Н. Леонтьев). В качестве источника, пускового механизма речевой деятельности чаще все­го выступает коммуникативная или коммуникативно-познава­тельная потребность — стремление, вступив в общение с другим человеком (с собеседником, находящимся рядом или в отдале­нии — тогда с помощью письма или телефона; с автором газет­ной публикации или справочника через его материал; с писателем через его книгу; с поэтом через его стихи и т. д.), что-то узнать или сообщить, попросить помощи или воздействовать, выразить свои чувства, эмоции, разделить их с собеседником. Именно возникновение подобной потребности и побуждает человека на­чать что-то рассказывать или спрашивать, объяснять или дока­зывать, браться за перо или звонить по телефону, открывать книгу или газету. Речевого общения без потребности, без мотива не бывает.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Методологические принципы формирования физических понятий
Современное состояние высшего и среднего образования предъявляет новые требования к уровню общеобразовательной и профессиональной методологической подготовки будущих преподавателей, в том числе и преподавателей физики: акцент все более сме ...

Особенности и классификация самостоятельной работы учеников из химии
Самостоятельная работа учеников на уроках проводится по специальному заданию. От цели, содержания, формы задания зависит характер деятельности школьников. Организовывая самостоятельную работу, учитель ставит разную цель учебы, развития и в ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru