Принципы краеведения в курсе «Экономики родного края»

Новое в образовании » Краеведческие принципы в экономических дисциплинах в школе » Принципы краеведения в курсе «Экономики родного края»

Страница 1

Краеведческий компонент при изучении экономики родного края включает в себя ряд составляющих, которые позволяют изучить приоритетные направления экономического развития региона. Одним из значимых среди них является производство.

Производственное предприятие является первичным звеном общественного разделения труда, производящим определенную продукцию, обладающим известной экономической самостоятельностью, технологической завершенностью по производству своей продукции с характерными для данного вида предприятий потребностями в сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов, с определенной социальной и экономической характеристикой.

В условиях краеведения объектами изучения являются отдельные предприятия, расположенные в данном пункте (фабрика, завод, рудник, филиал объединения, порт, пристань, железнодорожная станция и т. п.).

В некоторых отраслях промышленности (лесной, торфяной, нефтяной) и в сельском хозяйстве (леспромхоз, торфопредприятие, совхоз, колхоз и т. п.) предприятие может состоять из некоторых территориально разобщенных единиц (отделений, участков, разработок и т. п.). Краеведческое изучение таких предприятий, очевидно, будет выходить за пределы одного населенного пункта.

В данном же контексте происходит и изучение сельского хозяйства региона, представленного сельскохозяйственными угодьями и предприятиями по обработке земли и сельскохозяйственной продукции. В них входят земельные фонды, их размеры и состав; неиспользуемые земли; улучшение земель (осушение, орошение); ведущие отрасли хозяйства; внутрипроизводственные связи; растениеводство; посевные площади, их размеры и состав, урожайность и меры по ее повышению; площади под садами и виноградниками; продукция растениеводства; животноводство; поголовье скота по видам; качественные показатели и меры по их повышению; кормовая база; механизация животноводства и ее эффективность; техническая вооруженность производства и использование техники.

Важной составляющей изучения экономического разбития региона является ее территориальное деление. Каждый край (республика, область) - это малая часть нашей страны, это живое целое, комплекс, в котором сочетаются территория, люди с их жизнью и деятельностью, дома и прочие материально-вещественные сооружения. Для того, чтобы изучить свой родной край в целом, необходимо последовательно и всесторонне исследовать город или село (деревню) во всем многообразии слагающих их элементов (природа и территория, люди, их жизнь, культура и быт и хозяйственная деятельность), их связи с другими краями и со страной в целом.

Любое поселение, и очень крупный город и небольшое село, своеобразны и отличаются от всех других историей своего возникновения и развития, экономико-географическим положением и природными условиями, планировкой, спецификой архитектуры, застройки и другими свойственными ему чертами.

Первейшей задачей краеведческого изучения поселения как раз и является раскрытие его экономического своеобразия и характерных особенностей. Вместе с тем поселения, будучи составной частью края, могут изучаться в разных аспектах — экономико-географическом, историческом, архитектурно-градостроительном. Это зависит главным образом от аспекта изучения всего края. Если изучается экономическая география края, то поселение рассматривается как составная часть народного хозяйства края. В этом случае предметом изучения служат: экономико-географическое положение поселения, специализация его народного хозяйства и занятия жителей, важнейшие предприятия сферы материального производства и учреждения сферы обслуживания, связи с окружением.

Краеведческий принцип предполагает систематическое установление связей между изучением любого курса экономики и теми знаниями, какие получают учащиеся в результате непосредственного исследования края.

Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение учебного краеведения. Но для этого учителю необходимо иметь в своем распоряжении достаточный краеведческий материал и уметь сделать из него для уроков соответствующий отбор всего, что будет способствовать усвоению и пониманию учебного предмета.

Таким образом, учебное краеведение в курсе экономики родного края преследует две задачи. Одна задача — всестороннее изучение своей местности, другая — использование краеведческого материала в преподавании. Они тесно связаны: решение первой открывает путь второй. Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание экономики родного края на основе дидактического правила, обеспечивающего доступность и наглядность обучения: «от известного — к неизвестному», «от близкого — к далекому». Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче понять экономику более отдаленных районов страны, а также зарубежных стран.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Обусловленность организации игровой деятельности на уроке литературы возрастом учащихся
Для детей младшего подросткового возраста важна яркость, артистичность, костюмированность, зрелищность. Многие еще играют игрушками, придумывают сюжеты, живут в них, для них интересна роль режиссера, дети этого возраста склонны к импровиза ...

Показатели развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
В этом параграфе нами предпринята попытка рассмотреть показатели развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного творчества и выделить критерии и оценки детского творчества. С пониманием сущности детского изобразительного т ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru