Характеристика факультативного курса

С 1967/1968 учебного года в 7-10 классах средней школы введены факультативные занятия по выбору учащихся. Цель факультативных занятий – расширение, углубление знаний, развитие интересов и способностей учащихся в избранных ими областях знаний и воспитание у них определенных навыков самостоятельной работы.

Специфика факультативных занятий разрешает определенную автономность содержания факультативного курса, отличающуюся более законченной систематичностью изложения материала с учетом особенностей данного раздела. Эту систематичность не обязательно связывать с традиционной систематичностью, принятой в школе при изучении основ наук, можно использовать другую последовательность изложения и формирования новых знаний, если последние раскрываются более всесторонне и органичнее связываются с уже известными понятиями.

Факультативные курсы, несмотря на всё более глубокую дифференциацию обучения в современной школе, не потеряли своей актуальности в школьном образовании и в наше время.

Организация факультативных занятий в условиях дифференциации образования позволяет успешно реализовать на практике один из важнейших принципов современной дидактики – индивидуализацию обучения. При единых обязательных требованиях в любом типе учебных заведений факультативные курсы позволяют дать каждому учащемуся интеллектуальную нагрузку, соразмерную его способностям, более полно удовлетворить его познавательные и жизненные интересы.

Наличие факультативных курсов в школе в настоящее время поддерживает и гибкая структура школьных учебных планов, которые разрабатываются на местах и обладают следующими характеристиками:

гибкость: предполагает включение в учебный план нескольких самостоятельных, относительно независимых курсов учебных дисциплин;

интеграция: предполагает интегрирование смежных предметов;

дифференциация: включает различные варианты блоков учебного плана, варьирования состава предметов и времени на их изучение, введение свободно выбираемых предметов, факультативов;

унификация: содержание и объем отдельных учебных предметов разрабатывается в зависимости от функционального их назначения для определенных профилей;

гуманизация: ориентация на знания не как на самоцель, а как на условие для развития ребенка.

Наличие факультативных и элективных курсов по самостоятельному поиску работы – это еще одна возможность подготовки школьников к самостоятельному трудоустройству в дальнейшем, к успешному интегрированию в современном обществе.

При разработке курса следует учитывать:

в каких классах (с какой специализацией) планируется проведение занятий;

в каком объеме в них изучается выбранная для курса тема;

в каком порядке целесообразно рассматривать программный и факультативный материал.

Все эти особенности должны быть учтены при выборе содержания факультативных занятий.

Новое о педагогике:

Наиболее эффективные приемы формирования читательской компетенции и их применение
Довольно сложно привлечь сегодняшнего школьника к чтению и изучению литературы. Однако, как показывает практика, его можно и нужно заинтересовать. Н.Ю. Русова отмечает, что урок литературы необходимо делать интегративным: желательно, чтобы ...

Методика ознакомления детей с произведениями искусства
Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т.е. учатся эстетически осваивать жизнь. Прежде всего, педагог воспитывает у дет ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru