Наиболее эффективные приемы формирования читательской компетенции и их применение

Новое в образовании » Методические приемы формирования читательской компетенции школьников 6 и 9 классов » Наиболее эффективные приемы формирования читательской компетенции и их применение

Страница 1

Довольно сложно привлечь сегодняшнего школьника к чтению и изучению литературы. Однако, как показывает практика, его можно и нужно заинтересовать. Н.Ю. Русова отмечает, что урок литературы необходимо делать интегративным: желательно, чтобы он включал не только литературный, но более общий, культурологический комментарий. Именно культуросообразные приемы формирования читательской компетенции мы постараемся выделить в настоящей главе.

Для начала следует сказать об общих дидактических принципах, на основе которых будут строиться приемы формирования читательской компетенции и моделироваться уроки.

Итак, принцип (от лат. Principium – основа, первоначало) – руководящая идея, основное требование, вытекающее из установленных наукой закономерностей. Дидактический словарь определяет принципы процесса обучения как исходные, основные требования к организации и проведению обучения, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач всестороннего гармонического развития личности. Рассмотрим главные принципы, на основе которых необходимо вырабатывать приемы формирования читательской компетенции на уроках литературы в 6 и 9 классах.

Принцип наглядности является основным принципом, на котором строится весь процесс обучения и воспитания и который мы выделяем в качестве основного в разработке приемов обучения на уроках литературы. Однако этот принцип нужно использовать с осторожностью, так как он может увести учеников от решения задач урока, подменить цель средством. Психолог А.Н. Леонтьев предупреждал, что в некоторых случаях наглядность вообще бесполезна, иногда даже вредна для обучения.

Принцип наглядности как основной принцип дидактики был введен Я.А. Коменским. Он рассматривал чувственный опыт ребенка как основу обучения и поэтому считал, что обучение следует начинать «не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними». Он выдвинул «золотое правило дидактики»: «… Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Эти воззрения дидакта поддержали и развивали в своих работах И. Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский. Ушинский уверял, что наглядное обучение – «это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника, или прежде самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье. Этот ход учения от конкретного к отвлеченному, от представления к мысли так естественен и основывается на таких ясных психических законах, что отвергать его необходимость может только тот, кто вообще отвергает необходимость сообразоваться в обучении с требованиями человеческой природы вообще и детской в особенности».

Наиболее важен принцип наглядности в младшем школьном возрасте. В этот период мышление ребенка наглядно-образное и для него характерна опора на представления. Чуть позже (к 12-13 годам) мышление от наглядно-образного переходит к абстрактно-логическому, для которого характерна опора на понятия. Довольно сложно привлечь внимание школьников, поэтому средства наглядности должны быть яркими, запоминающимися, но в то же время чрезмерное количество слишком ярких деталей и иллюстраций может увести школьника от необходимых для запоминания понятий и предметов. В связи с этим учителю следует очень внимательно использовать на уроках наглядные образы (репродукции, схемы, портреты, мультимедийные презентации) и так постепенно вводить модели, которые отражают абстрактные, теоретические понятия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Система игр и игровых упражнений по развитию мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ОНР
На следующем этапе опытно-экспериментальной работы нами был проведен формирующий эксперимент, разработанный на основе выделенных в гипотезе педагогических условий, способствующих развитию и коррекции моторики у детей старшего дошкольного в ...

Использование метода проектов на уроках музыки для прогнозирования профессиональных устремлений учащихся
Современная педагогика все чаще обращает внимание на развитие детской креативности. По сути, «creative»в переводе с английского языка - «творчество».В конце прошлого столетия иностранное слово попадает в лексикон бизнесменов, и, конкретно, ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru