Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов и не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Принцип связи с жизненным опытом школьника. Разумно организованная практика детей, подчиненная учебно-воспитательным задачам школы, пробуждает у учащихся потребность в знаниях, делает более осмысленным и увлекательным учение, способствует сознательному и прочному овладению знаниями, придает большую убедительность научным выводам и обобщениям, приучает сознательно применять их на практике и придает им действенный характер.
Принцип эстетической значимости предполагает развитие эстетической культуры у школьников, вырабатывает осознанное отношение к искусству и понимание его социокультурной значимости.
Принцип сознательности и актуализации личностной креативности учащихся. В процессе сознательного усвоения знаний формируется творческое отношение к изучению и применению знаний, логическое мышление учащихся и их мировоззрение. Можно говорить о личностном креативном восприятии изучаемого.
Теперь соотнесем и опишем наиболее эффективные методические приемы формирования читательской компетенции с рассмотренными выше принципами.
Приемы Экскурсия |
Принципы Принцип наглядности, принцип сознательности и актуализации личностной креативности |
Литературная гостиная |
Принцип эстетической значимости, культуросообразности |
Репрезентация художественного вербального содержания средствами других искусств (живопись, музыка, театр, кино) |
Принцип наглядности, эстетической значимости |
Проверка гипотезы |
Принцип сознательности и актуализации личностной креативности |
«Перекодировка» классических произведений современными реалиями и языком |
Принцип сознательности и актуализации личностной креативности, принцип связи с жизненным опытом школьника |
Литературная, ролевая игра |
Принцип связи с жизненным опытом школьника, принцип наглядности |
Рассмотрим примеры реализации перечисленных методических приемов.
Урок-экскурсия.
Такой урок можно провести, например, по драмам А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница». Действие драм разворачивается на реке Волге. Поэтому, чтобы наилучшим образом проникнуться произведением и наглядно представить картину происходившего, можно провести урок-беседу на берегу Волги (например, в открытом кафе, заранее договорившись с администратором). Здесь можно увидеть пароход, домыслить всех главных персонажей «Бесприданницы» и представить во всей полноте действие пьесы.
Жителям Санкт-Петербурга таким же образом можно построить урок по произведениям Достоевского «Белые ночи» или «Преступление и наказание»: пройти дорогой персонажей, побывать на тех местах, где были герои. Например, Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского была разработана экскурсия «6 литературных остановок: «Преступление и наказание»» с указанием домов героев, мостов и даже питейных заведений, описанных в романе. А на чердаке дома, в котором жил Раскольников, под руководством учителя санкт-петербургской школы ученики создали неформальный музей, куда приходит не только большое количество школьников, но и туристов.
Новое о педагогике:
Сочетаемостные возможности слова. Мотивированные и немотивированные слова
Словарный состав русского языка представляет собой определенную систему, так как слова в нем находятся в разнообразных связях. Будучи обозначениями предметов и явлений объективной действительности, словарные единицы прежде всего отражаю ...
Творчество Л. Улицкой
Появление первых произведений писательницы не обратило на себя особого внимания официальной российской критики. Это, на наш взгляд, из-за того, что написанные рассказы, отклонённые «толстыми журналами», были опубликованы лишь в ряде ежедне ...