Наиболее эффективные приемы формирования читательской компетенции и их применение

Новое в образовании » Методические приемы формирования читательской компетенции школьников 6 и 9 классов » Наиболее эффективные приемы формирования читательской компетенции и их применение

Страница 4

Именно такими, на наш взгляд, должны быть уроки анализа произведений. Во-первых, здесь школьник является не пассивным слушателем, а исследователем, сотворцом. Он пропускает произведение через собственное сознание и формирует свой креативный взгляд на проблему, а затем пытается его обосновать. Данный урок основан на принципе сознательности и актуализации собственной креативности.

Литературная игра

Сегодня очень популярны психологические тренинги. Довольно часто их посещают люди, которые начинают задумываться о своем существовании, пытаются осознать свою роль в судьбе близких, родных, друзей. Цель таких тренингов – помочь человеку разобраться в себе и скорректировать ценностные и мировоззренческие ориентиры. На наш взгляд, анализ и изучение художественного произведения в 9 классе вполне можно включать в рамки такого тренинга.

Русская литература довольно сложна для изучения школьниками. Она психологична, философична, поверхностное ее рассмотрение не дает ученику полной картины произведения, глубокого понимания текста. Чтобы решить эту проблему, ученику необходимо быть не просто читателем и сторонним наблюдателем действий персонажей, но и обязательно со-героем произведения: научиться ставить себя на место героя, пытаться понять его мотивы и действия.

В 9 классе в рамки такого тренинга можно включить изучение романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Необходимо заранее раздать школьникам роли главных персонажей романа, объяснить, как наилучшим образом можно подготовиться к уроку. Каждому из ребят нужно на время вжиться в эту роль, попытаться прочувствовать то, что испытывали персонажи романа, понять их философию и мировоззрение. Довольно увлекательна, например, будет работа на образом черкешенки Бэлы. Здесь необходимо отталкиваться от менталитета, традиций и законов кавказских жителей. Не менее интересна работа над образами Печорина и Грушницкого. Главное на таком уроке – мотивировать поступки и взаимоотношения героев.

На уроке нужно рассадить детей так, чтобы они обязательно могли видеть друг друга (например, в круг или овал). Учитель начинает со вступительного слова. Затем школьники, которым не были розданы роли, по очереди пересказывают роман по главам. В этот пересказ включаются вопросы героям, которые зачастую на уроках литературы так и остаются риторическими. Таким образом, во-первых, у школьника происходит не поверхностное изучение произведения, а глубокое, прочувствованное, осмысленное. Во-вторых, проработка образов включает так или иначе субъективную оценку ученика, то есть он некоторым образом домысливает образ. В-третьих, современные школьники не знакомы с таким форматом проведения уроков, поэтому для их он будет, с одной стороны, интересным, необычным, наглядным (в определенной мере игровым), а с другой – это урок детальной, глубокой, осмысленной проработки образов, сюжета и фабулы.

Ролевая игра.

Данный прием подробно рассмотрен нами в главе 2.

Цитирование классики.

Довольно частотны сейчас в Интернете «перепосты» мыслей великих людей, в том числе писателей. Безусловно, это хорошо, ведь молодежь начала уделять внимание классике, проецировать идеи великих авторов прошлых веков на современную, свою жизнь. Эта тенденция все больше входит в моду, укрепляется. Из большого количества афоризмов ребята интуитивно выбирают такие, которые будут оценены друзьями. С другой стороны, цитаты так и остаются только цитатами в голове молодежи. Мало кто берет затем книгу, из которой вырвано то или иное высказывание, и читает ее полностью. Однако сейчас активно развивается «перепост» не только цитат, но также обложек книг с прикрепленными к ним аннотациями. Подростки и студенты, читавшие книгу, оставляют под ней свои комментарии, пишут рекомендации, и другие пользователи Интернета на это отзываются. Можно говорить о своеобразной популяризации чтения и в данном случае - о приеме «перекодирования» классики современными реалиями, основанном, в свою очередь, на принципе сознательности и актуализации личностной креативности и на принципе связи с жизненным опытом школьника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Особенности возрастного развития физических качеств
Развитие физических качеств у детей школьного возраста происходит неравномерно: этапы ускоренного их формирования сменяются периодами замедления. Эти этапы, как правило, не совпадают по времени, что еще более усложняет возможность их учета ...

Развитие творческого потенциала школьника как психолого-педагогическая проблема
Для характеристики предмета исследования необходимо определить сущность понятий «личность» и «творчество». Анализ литературы по данной проблеме позволил выявить следующие основные направления, характеризующие данные категории. Понятие личн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru