Сущность дисциплинированности и культуры поведения

Страница 1

Важное место в содержании нравственного воспитания занимает формирование сознательной дисциплины и культуры поведения.

Дисциплина, прежде всего, обеспечивает успех деятельности человека. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые предъявляются к труду и к его служебным обязанностям, это создаёт предпосылки для достижения высоких результатов в работе и повышения её качества. Это, безусловно, хорошо для общества и для самой личности.

Вместе с тем дисциплина обладает значительным воспитательным потенциалом. Он делает человека подтянутым, сдержанным, учит его самообладанию, способствует формированию умения подчинять свои действия и чувства достижению поставленной цели, создаёт условия для преодоления недостатков и повышения культуры поведения. Именно это и делает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения исключительно важной задачей нравственного формирования личности.

Слово «дисциплина» - латинского происхождения и в переводе на русский язык имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определённую систему знаний. В другом же смысле, в каком мы его употребляем в данном случае, оно обозначает «обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твёрдо установленному порядку; выдержанность, привычку к строгому порядку».

Обратим внимание: дисциплина понимается как наличие в коллективе твёрдо установленного порядка, отдельных правил, обязательное подчинение этому порядку и соблюдение этих правил всеми членами данного коллектива. Вот эта обязательность дисциплины придаёт ей определённую специфику в системе морали. Будучи составной частью нравственности, дисциплина охватывает главным образом те стороны поведения личности, которые являются для неё обязательными в силу служебных обязанностей и существующих в том или ином учреждении правил внутреннего распорядка.

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности личности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом – как норма морали. О том, что дисциплина относится преимущественно к выполнению обязательных норм и правил поведения, связанных со служебными обязанностями личности, говорят так же те особенности, которые она имеет в различных общественных сферах.

Сущность сознательной дисциплины состоит в знании правил поведения и установленного в учреждении порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения.

Сознательная дисциплина, дисциплинированность личности могут иметь различные уровни развития, что находит своё отражение в понятии культура поведения. Однако понятие культура поведения не ограничивается только характеристикой дисциплины детей. Оно включает в себя все стороны нравственного проявления личности. Говорят, например, о культуре речи, о культуре труда, о культуре взаимоотношений в коллективе и т.д. в этом смысле культура поведения как специфический термин означает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Содержание дисциплины определяется теми нормами и требованиями, которые устанавливаются правилами.

Особенности формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста

Уже в дошкольном возрасте у детей должны постепенно формироваться нравственный и волевой аспекты поведения. Так, дети старше четырёх лет в своих действиях всё чаще начинают руководствоваться мотивом общественной пользы: поскорее навести порядок в группе или помочь одеться новенькому, чтобы все вовремя вышли на прогулку; выполнять поделки для игры, в подарок маме, малышам. Поступки сверстников и свои собственные они начинают осмысливать с позиций общепринятых нравственных норм, а совершив ошибку, оценивают её с этих же позиций и стараются исправить. Так у детей формируются навыки нравственного поведения в психологической науке навык определяется как автоматизированное действие, хотя процесс освоения обязательно связан с его осознанием. Навыки постепенно совершенствуются и перерастают в привычки, т.е. в потребность поступать определённым образом (например, здороваться с взрослыми и в детском саду, и во дворе дома, и в квартире). Для успешного формирования такой потребности необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально-положительным и, наконец, чтобы при необходимости дети были способны проявлять необходимые усилия воли для достижения результата. Недооценка педагогом перечисленных условий может привести не только к потере детьми, уже начавших закрепляться полезных привычек, но и к возникновению у них чувства неудовлетворённости. Следует помнить также, что у ребёнка очень рано, уже на первом-втором году жизни, в силу особенностей его нервной деятельности. При неправильном воспитании могут возникнуть и закрепиться вредные привычки.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Признаки проблемного обучения
Развитию творческой познавательной деятельности учащихся во многом способствует проблемное обучение. Иногда проблемное обучение противопоставляют сложившимся в теории и практике формам методам обучения, что является глубоко ошибочным. Проб ...

Педагогический аспект концепции полового дипсихизма
История вопроса научной разработки проблем половых различий в психике человека и его социальная значимость. Исследования ДЖ.Гаррея и А.Шенфильд, А.Фулье, Д.Броверман, Вьюентан, К.Хорни. Эволюционная концепция дифференциации полов В.А. Геод ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru