Сущность дисциплинированности и культуры поведения

Страница 1

Важное место в содержании нравственного воспитания занимает формирование сознательной дисциплины и культуры поведения.

Дисциплина, прежде всего, обеспечивает успех деятельности человека. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые предъявляются к труду и к его служебным обязанностям, это создаёт предпосылки для достижения высоких результатов в работе и повышения её качества. Это, безусловно, хорошо для общества и для самой личности.

Вместе с тем дисциплина обладает значительным воспитательным потенциалом. Он делает человека подтянутым, сдержанным, учит его самообладанию, способствует формированию умения подчинять свои действия и чувства достижению поставленной цели, создаёт условия для преодоления недостатков и повышения культуры поведения. Именно это и делает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения исключительно важной задачей нравственного формирования личности.

Слово «дисциплина» - латинского происхождения и в переводе на русский язык имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определённую систему знаний. В другом же смысле, в каком мы его употребляем в данном случае, оно обозначает «обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твёрдо установленному порядку; выдержанность, привычку к строгому порядку».

Обратим внимание: дисциплина понимается как наличие в коллективе твёрдо установленного порядка, отдельных правил, обязательное подчинение этому порядку и соблюдение этих правил всеми членами данного коллектива. Вот эта обязательность дисциплины придаёт ей определённую специфику в системе морали. Будучи составной частью нравственности, дисциплина охватывает главным образом те стороны поведения личности, которые являются для неё обязательными в силу служебных обязанностей и существующих в том или ином учреждении правил внутреннего распорядка.

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности личности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом – как норма морали. О том, что дисциплина относится преимущественно к выполнению обязательных норм и правил поведения, связанных со служебными обязанностями личности, говорят так же те особенности, которые она имеет в различных общественных сферах.

Сущность сознательной дисциплины состоит в знании правил поведения и установленного в учреждении порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения.

Сознательная дисциплина, дисциплинированность личности могут иметь различные уровни развития, что находит своё отражение в понятии культура поведения. Однако понятие культура поведения не ограничивается только характеристикой дисциплины детей. Оно включает в себя все стороны нравственного проявления личности. Говорят, например, о культуре речи, о культуре труда, о культуре взаимоотношений в коллективе и т.д. в этом смысле культура поведения как специфический термин означает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Содержание дисциплины определяется теми нормами и требованиями, которые устанавливаются правилами.

Особенности формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста

Уже в дошкольном возрасте у детей должны постепенно формироваться нравственный и волевой аспекты поведения. Так, дети старше четырёх лет в своих действиях всё чаще начинают руководствоваться мотивом общественной пользы: поскорее навести порядок в группе или помочь одеться новенькому, чтобы все вовремя вышли на прогулку; выполнять поделки для игры, в подарок маме, малышам. Поступки сверстников и свои собственные они начинают осмысливать с позиций общепринятых нравственных норм, а совершив ошибку, оценивают её с этих же позиций и стараются исправить. Так у детей формируются навыки нравственного поведения в психологической науке навык определяется как автоматизированное действие, хотя процесс освоения обязательно связан с его осознанием. Навыки постепенно совершенствуются и перерастают в привычки, т.е. в потребность поступать определённым образом (например, здороваться с взрослыми и в детском саду, и во дворе дома, и в квартире). Для успешного формирования такой потребности необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально-положительным и, наконец, чтобы при необходимости дети были способны проявлять необходимые усилия воли для достижения результата. Недооценка педагогом перечисленных условий может привести не только к потере детьми, уже начавших закрепляться полезных привычек, но и к возникновению у них чувства неудовлетворённости. Следует помнить также, что у ребёнка очень рано, уже на первом-втором году жизни, в силу особенностей его нервной деятельности. При неправильном воспитании могут возникнуть и закрепиться вредные привычки.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Особенности возрастного развития физических качеств
Развитие физических качеств у детей школьного возраста происходит неравномерно: этапы ускоренного их формирования сменяются периодами замедления. Эти этапы, как правило, не совпадают по времени, что еще более усложняет возможность их учета ...

Первые педагогические тесты
Родоначальником тестового движения можно назвать известного английского ученого Френсиса Гальтона. В 1884–85 годах он проводил серию испытаний для посетителей своей лаборатории. Туда приходили дети и взрослые, возраст испытуемых варьировал ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru