Методические приемы формирования читательской компетенции школьников 6 и 9 классов

Новое в образовании » Методические приемы формирования читательской компетенции школьников 6 и 9 классов

Сегодня, в век повсеместной информатизации и внедрения компьютерных инноваций, у детей не остается времени на чтение. Эта проблема, а вместе с тем проблема формирования читательской компетенции, на сегодняшний день стоит очень остро. Этой теме посвящают научные конференции, в которых участвуют и преподаватели, и аспиранты, и учителя. Данный вопрос следует рассматривать со всех сторон, комплексно. 2007 год был объявлен Годом чтения, в этом же году была запущена «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом. К 2020 году ее создатели планируют существенным образом изменить отношение к книжной и читательской культуре как в обществе, так и в государственных структурах, а также повысить уровень культурной и читательской компетенции России до уровня развитых стран. В Европе вопросы образования стоят на приоритетном месте, и одной из ключевых дисциплин, обеспечивающих качество образования, является грамотность. И.В. Вальдман, ссылаясь на резюме Всемирного доклада по мониторингу ОДВ 2005 ЮНЕСКО, отмечает: «Грамотность – решающее средство для овладения другими дисциплинами и один из наилучших показателей для долгосрочного прогнозирования успеваемости учащихся. Чтение должно рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений работы по повышению качества базового образования, особенно для учащихся из неблагополучной среды» [7: 46]. Важно обучать не только техническим навыкам чтения и письма, но и умению пользоваться данными навыками и умениями в определенных жизненных ситуациях.

«Чтение – основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, российского и зарубежного. Все остальные каналы (телевидение, радио, повседневное общение и др.) несут более поверхностную, часто сиюминутную информацию и выполняют вспомогательную роль своего рода «путеводителей», побудителей к поиску достоверной письменной информации, либо предоставляют иллюстрации к событиям прошлого и настоящего». В качестве иллюстрации критического положения роли чтения в стране в цитированной статье указывается процентное соотношение читающих в России в 70-90-е годы и в 2000-е. Если в 1991 году 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 году эта цифра составила 63%, сегодня - значительно ниже. Доля систематически читающей молодежи снизилась с 48% в 1991 до 28% в 2005 году. Утрачиваются также традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня – только в 7%. Роль родителей и взрослого окружения в приобщении детей к чтению значительна. Надо помнить, что для ребенка-подростка очень важен момент престижности. Он и в своем поведении, и в своих целях и устремлениях ориентируется на взрослых. Если в семье большое внимание уделяется чтению, обсуждению прочитанных произведений, то книга становится неотъемлемой частью не только обучения, но и досуга. Писатель, журналист и вместе с тем учитель литературы Дмитрий Быков во время открытой встречи в Нижнем Новгороде также признался, что своих детей он воспитывает только собственным примером: «дети видят, что папа много читает и много работает». Таким образом, «… не дети определяют будущее, а нынешнее взрослое работающее поколение. И если сегодняшних родителей и учителей не вовлекать в чтение, то нечитающие взрослые читать детей не приучат, поскольку дети им не поверят».

Самая читающая некогда нация превратилась в нечитающую. И больше всего этому процессу «разрушения чтения» подвержена молодежь. Она разучилась видеть скрытый подтекстовый смысл произведения, выделять в нем главное и второстепенное, развивать мысль, рассматривать проблему с разных сторон. Исследователи пришли к выводу, что найти выход из сложившейся ситуации можно, но только пересмотрев модель чтения. Прежнюю модель называют литературоцентристской. Она характеризовалась высоким статусом чтения в обществе, престижем «человека читающего», наличием большой домашней библиотеки, ориентированностью юного читателя на освоение «золотого фонда» детской и юношеской литературы. Сейчас эти характеристики кардинально поменялись: существенно снизился статус чтения и у детей, и у взрослых; растет невзыскательность вкуса в области чтения: в приоритете развлекательная массовая литература, на чтение которой затрачивается минимум интеллектуальных усилий.

Е.С. Романичева выделяет у подростков два вида чтения: «досуговое» (для себя) и «деловое» (как правило, для всякого рода занятий). И только наличие второго заставляет школьников посещать библиотеку, брать книги домой. Произошло замещение авторов классической литературы современными «массовыми» писателями, хотя сохраняются жанрово-родовые предпочтения, где в приоритете были и остаются приключения и «ужастики». Александр Дюма, Майн Рид, Фенимор Купер, Жюль Верн стали невостребованными среди школьников, и одна из причин – большой объем их произведений. Дело в том, что СМИ и компьютер формируют у современного школьника мозаичное, конкретно-клиповое мышление, которое затрудняет переход от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Вместе с тем вырабатывается однолинейность мышления - возникают стереотипы, шаблонные суждения. Проще, а главное - быстрее посмотреть фильм, проглядеть краткое содержание книг в Интернете. В чтении книг и тем более журналов (которые раньше выписывала практически каждая семья) подрастающее поколение перестало видеть смысл.

Так что же такое читательская компетенция? Для понимания этого понятия и дальнейшей работы с ним необходимо дать общее определение:

Читательская компетенция – это такие знания, умения и навыки, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению художественных текстов.

Читательскую компетенцию необходимо развивать с раннего детства, буквально с детского сада. Далее школа должна стать главным, но далеко не единственным источником ее формирования. Цель учителя литературы – не только приобщить ученика к чтению, но и выработать совокупность понятий, законов, навыков и умений, которыми будущий выпускник сможет оперировать в самостоятельной работе. Е.С. Романичева отмечает, что «в процессе чтения и изучения произведений у подростка последовательно и системно будет формироваться ценностная сфера, будут развиваться качества гражданина, патриота, нравственной личности, морально ответственной в своих мыслях, действиях, поступках. Общение школьника с произведениями искусства на уроках литературы станет не просто фактом знакомства с подлинными художественными ценностями, но и необходимым опытом коммуникации, диалогом с писателями, воплотившими на страницах своих произведений разные этнокультурные традиции». Таким образом, можно сказать, что читательская компетенция участвует в формировании ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных и личностных компетенций. А снижение первой соответственно ведет к снижению других категорий.

Одной из важнейших на сегодняшний день причин снижения читательской компетенции становится отсутствие в школьной программе современных авторов, современных произведений, мысли и идеи которых были бы близки детям. 6 и 9 классы – переходные и сложные периоды в жизни ребенка. В первом случае наличествует подростковый кризис («потребность в самоидентификации»), во втором – переход от подросткового к раннему юношескому возрасту, для которого характерно самоопределение, самоориентация и зачастую, как следствие, чувство одиночества. Подростковый и юношеский возраст – это время поиска ответов на самые сокровенные, волнующие вопросы, попыток выработать свою жизненную позицию. Именно литература в этот период должна стать духовным ориентиром в жизни каждого школьника, показать варианты решений жизненных проблем и стать незримой духовной поддержкой на выбранном пути. «В предельно обобщенном виде художественная литература предстает перед нами, во-первых, как аккумулированный опыт переживания личностью экзистенциально значимых ситуаций. Во-вторых, художественные тексты представляют собой иерархическую систему моделей конкретно-исторических «срезов» реальной действительности, контаминированной с индивидуальным сознанием авторов этих текстов. В-третьих, архетипическую основу литературы составляет совокупность типов личностей, мотивов человеческого поведения, ситуативных и сюжетных конструкций».

Чтение все больше сегодня воспринимается школьниками как труд, не приносящий эстетического наслаждения. В связи с этим напомним о работах Л.П. Кременцова и В.Ф. Асмуса «Чтение как творчество» и «Чтение как труд и творчество». По мнению первого ученого, чтение – это творческий процесс, в котором одновременно должны участвовать и писатель, и читатель. Чтение, по Асмусу, должно восприниматься не только как отдых и познание чего-то нового, интересного, но и как интеллектуальный труд, умственная работа. Л.С. Выготский же считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею». Проблема как раз в том, как заинтересовать ребенка, какие методы и приемы применить, чтобы мотивировать его к чтению. У всех детей разные вкусы, и многими программными произведениями можно раз и навсегда отбить у ребенка любовь к чтению, которая толком еще и не зародилась. Безусловно, это комплексная проблема, и однозначного ее решения вывести невозможно. Однако необходимо выработать и применять на практике некоторые приемы для приобщения учеников к креативной работе с художественными текстами, а вместе с тем и для формирования у них читательской компетенции.

Цель настоящей работы – описание методических приемов формирования читательской компетенции школьников в 6 и 9 классах.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

дифференциация понятий «компетенция» и «компетентность»;

обзор методических приемов формирования читательской компетенции;

диагностика читательских интересов школьников 6 и 9 классов;

отбор наиболее эффективных методических приемов формирования читательской компетенции школьников 6 и 9 классов.

Реализация поставленных задач предполагает использование следующих методов исследования:

- теоретических (анализ литературы по проблеме исследования; действующих нормативных документов по теме исследования - программ, отечественных и зарубежных образовательных стандартов; изучение передовых технологий обучения чтению в России и за рубежом);

- эмпирических (изучение и обобщение педагогического опыта; беседы; включенное наблюдение; тестирование; анкетирование; опытно-экспериментальная работа по формированию читательской компетенции школьников);

- методов статистической обработки результатов исследования.

Объектом исследования данной работы является методика преподавания литературы в школе.

Предметом изучения стали методические приемы формирования читательской компетенции у школьников 6 и 9 классов.

В соответствии с указанными задачами работа имеет следующую структуру: введение, 3 главы, заключение, библиография и приложение.

Новое о педагогике:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru