Основные условия эффективного применения самостоятельной работы на уроках

Новое в образовании » Формирование у учеников ответственного отношения к учебе в процессе самостоятельной работы » Основные условия эффективного применения самостоятельной работы на уроках

Страница 1

Повышение эффективности урока – главное задание учителя. Успешное его выполнение во многом зависит от методики учебы, которая дает возможность вооружить учеников глубокими и крепкими знаниями, научить их работать заинтересовано и самостоятельно.

Наблюдения за деятельностью учеников на уроке показывают, что у значительной части выпускников школ уровень сформированности познавательных умений не отвечает требованиям соответствующей учебы. Имея недостаточно сформированные организационные умения, ученики не всегда могут самостоятельно планировать свою работу, рационально учебный труд, осуществлять самоконтроль. Наблюдается и послабление интереса к знаниям, потребности к самообразованию. Даже у школьников, которые хорошо успевают, крепко вкоренилась привычка усваивать знание в готовом виде (либо со слов учителя, либо за конспектом), потому в начале они чувствуют затруднение, имеют сомнение в правильности своих действий во время выполнения самостоятельной работы и не проявляют интереса к напряженному учебному труду, темп работы их не высокий.

Вот почему учитель должен иметь четкое представление о сформированности умений учеников и на этой основе формировать у них ответственное отношение к учебе, которая играет важную роль не только в получении знаний в школе, но и по окончании школы в выборе профессии и формировании личности.

Вопрос о том, когда и какую самостоятельную работу проводить на уроках, определяется такими важнейшими моментами: цель урока, особенности учебного материала и уровень подготовки учеников на данное время.

Специальные исследования и практика многих учителей довели, что, систематически организовывая на уроках самостоятельные работы, можно добиться хороших результатов. Но вместе с этим известно, что данный метод можно применять не всегда с одинаковым успехом. Иногда бывает лучше, когда учитель сам изложит материал или проведет беседу с учениками.

Для подготовки учеников к лучшему усвоению нового материала учитель в начале урока, как правило, проводит повторение. В этом случае можно организовать самостоятельную работу. Задания должны содержать такие вопросы и упражнения, чтобы, решая их, ученики вспомнили те понятия и факты, без знания которых нельзя хорошо понять новый материал, закрепили бы такие умения, без которых не возможное производительное усвоение.

Например, чтобы понять механизм электролитической диссоциации веществ с ионной и полярной ковалентной связками в ІХ классе, ученики должны хорошо знать, что такое электролиты, какое строение имеют молекулы и кристаллы веществ с разными видами химической связи. Самостоятельную работу можно организовать как фронтальную, так и индивидуальную по дифференцированным заданиям разного уровня сложности.

Практика показывает, что в конце уроков, посвященных изучению нового материала, метод самостоятельной работы можно использовать достаточно часто. Для этого необходимо иметь дидактичный материал в виде карточек с многообразными заданиями. Пользуясь ими можно быстро организовать самостоятельную работу. Но важно учесть, чтобы разные типы упражнений или задач давали бы ученикам возможность рассмотреть изученный материал из разных сторон.

До сих пор речь шло об условиях применения на уроках таких видов самостоятельных работ, цель которых – повторение и закрепление знаний и умений. Когда же ученикам можно дать возможность самостоятельно выучить новый материал?

При этом следует учитывать характер материала, то есть: с каким источником будет проводиться самостоятельная работа. Но еще необходимо выяснить доступность этого материала. Делать вывод о доступности можно за таким показателем, как соотношение количества новых элементов знаний и умений, что их ученики должны усвоить на данном уроке и количестве “опорных” элементов знаний и умений. Чем больше разных логических связей есть между изученными и новыми фактами, понятиями, тем лучше будет восприниматься материал, а следовательно, он будет более пригодным для самостоятельной работы над ним.

Для примера проанализируем урок на тему: “Реакции ионного обмена, которые происходят с образованием осадка”.

В результате этого урока ученики должны добыть такие новые элементы знаний и умений: 1) понятие реакций ионного обмена; 2) умение составлять полное ионное уравнение; 3) умение составлять сокращенное ионное уравнение. Для успешного усвоения нового материала ученики могут воспользоваться приобретенными знаниями и умениями: 1) понятие диссоциации солей; 2) понятие диссоциации щелочей; 3) понятие диссоциации кислот; 4) умение составлять молекулярные уравнения реакций обмена; 5) умение составлять уравнение диссоциации солей, щелочей, кислот; 6) умение пользоваться таблицей “Растворимость солей, основ, кислот в воде”. Здесь соотношение новых и “опорных” элементов знаний и умений позволяет учителю предоставить ученикам возможность самим выучить новый материал, выполнив соответствующие лабораторные опыты. На этом уроке можно организовать как фронтальную, так и групповую самостоятельную работу, во время которой ученики сверяют результаты опытов, обсуждая выводы, помогают друг другу. Содержанием самостоятельной работы может быть выполнение опытов и их анализ.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Построение и организация урока
Рассматривая структуру урока, следует говорить не об отдельных, обособленных его частях, а лишь о структурных элементов, группируемых по характеру деятельности мастера и учащихся. Этими элементами являются: организационный момент, вводная, ...

Научно-методическое обоснование
Критерием успешности обучения в настоящее время является не столько уровень знаний учащихся, сколько овладение ими ключевыми учебными компетенциями. Под компетенцией, согласно В.В. Краевскому и А.В. Хуторскому, подразумевается «круг вопрос ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru