Овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления. Знания, факты, то есть информация, – материал мышления. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания, тем интенсивнее будет развиваться мышление учащихся.
Интерес к проблеме воспитания орфоэпической культуры младших школьников связан и с достижениями современной психологии в области речевого развития ребенка, с неудовлетворительным результатом обучения в средней школе: далеко не каждый выпускник школы умеет общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умеет оценивать свою и чужую речь, образцово произносить некоторые слова, правильно ставить в них ударения и интонацию.
Работу по приближению к этому идеалу нужно начинать как можно раньше. Как отмечают большинство авторов, до шести лет речь ребёнка формируется в основном стихийно, в процессе общения его со взрослыми. К 5 годам ребёнок практически усваивает основные грамматические правила, использует все формы речи, включая сложные предложения в пределах разговорно-бытового стиля. Шестилетний ребенок имеет в активном словаре от 3 до 7 тысяч слов. Поэтому главная задача учителя начальных классов, опираясь на уже имеющиеся знания, вооружать детей новыми знаниями, умениями и навыками речевого общения, в том числе орфоэпическими нормами речи.
Чрезвычайно важными требованиями к орфоэпической культуре младших школьников являются:
- хорошая дикция,
- отчётливое выговаривание звуков;
- соблюдение правил орфоэпии произносительных норм литературного языка;
- умение говорить и читать выразительно, достаточно громко;
- владение интонациями, паузами, логическими ударениями.
Успешное воспитание орфоэпической культуры учащихся младших классов национальной школы может быть осуществлено в результате становления и закрепления следующих орфоэпических умений:
· умение слушать звучащую речь;
· умение слышать произносимое, находить отклонения от орфоэпических и акцентологических норм в чужой и собственной речи;
· умение правильно воспроизводить услышанное на основе образца;
· умение дикционно ясно артикулировать звуки, звукосочетания, слова родной речи;
· умение соотносить слышимое и произносимое слово с видимым: определять соответствие звукового и буквенного состава, находить противоречие между литературным произношением и написанием слова;
· умение самостоятельно употреблять орфоэпические и акцентологические образцы в собственной устной речи и при чтении.
Новое о педагогике:
Возможности анализа почерка
Если говорить вкратце, анализ почерка (графология) раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв. Почерки людей столь же различны, как и их индивидуальные качества, как и отпечатки пальцев. У анализа поч ...
Теоретические основы развития игровой деятельности учащихся
Для решения целей гуманизации и обогащения развития учащихся перед современной психологией и педагогикой стоит задача разработки новых технологий, основанных на максимальном использовании всех значимых видов деятельности учащихся, на взаим ...