Методическая система воспитания орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения

Новое в образовании » Методическая система воспитания орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения

На сегодняшний день в условиях всеобщей модернизации и становления новой парадигмы образования, современная начальная школа, как оплот культуры и нравственности, ставит задачу вырастить личность творческую, духовно богатую, способную к самосовершенствованию и самореализации. На стыке XX–XXI вв. телевидение, средства массовой информации обрушили на нас лавинный поток заимствованных неологизмов непонятного происхождения, о лексическом значении которых стоит лишь только догадываться. Русский язык подвергся массовому нападу иноязычных слов, происходят изменения на всех уровнях языковой системы, меняется лексический состав языка, резко снижается знание норм орфоэпической культуры речи.

«Хорошей – богатой, правильной и красивой – речь бывает у тех, кто до школы и в младших классах школы воспитывался на хороших образцах речи», – подчеркивает Л.П. Федоренко. Действительно, интенсивный процесс усвоения норм речи происходит преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отсюда велика роль школы в становлении и развитии навыков орфоэпической культуры младших школьников. Особенно это касается учащихся национальных школ, которые начинают усваивать звуковую систему русского языка, имея уже сложившиеся навыки восприятия и произношения звуков родного языка, что вызывает у них трудности, связанные с выработкой навыков произношения неродной речи.

Анализ нормативных документов и педагогического опыта национальных школ республики показал, что в начальных классах, как правило, уделяется особое внимание пополнению и обогащению словарного запаса школьников, однако, очень мало отводится времени нормам литературного произношения – орфоэпии русского языка. Воспитание орфоэпической культуры младших школьников является неотъемлемой частью их литературного образования. Именно на уроках чтения учитель создает ситуации, когда школьникам необходимо думать до, во время и после чтения. Кроме того, учащиеся должны не только читать, но и чувствовать, рассуждать. В этом им поможет выразительное чтение, которое является показателем сознательности и умением средствами речи раскрыть авторскую позицию, идею произведения. Воспитание орфоэпической культуры включает в себя работу над произношением отдельных звуков и звукосочетаний, а также отработку правильной интонации предложений в русском языке и постановку ударения в словах. Однако в школе довольно часто практикуется формальное изучение основных средств выразительности: механическое заучивание паузного членения, логических ударений, зачастую идущих вразрез с идейным содержанием произведения.

Данное противоречие обусловило проблему

исследования

: поиск наиболее эффективных методов и приемов формирования орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения.

Объектом исследования

является процесс преподавания чтения.

Предметом исследования

становятся методы и методические приемы, способствующие воспитанию орфоэпической культуры младших школьников в дагестанской национальной школе.

Цель исследования

– раскрыть и обосновать сущность, цель, задачи и методы воспитания орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения, а также трудности, связанные с выработкой навыков произношения и интонирования, и пути их преодоления.

Гипотеза исследования

– правильная, систематическая и целенаправленная работа по формированию навыков произношения, постановки ударения и интонации в начальных классах на уроках чтения поможет в полной мере воспитать орфоэпическую культуру младших школьников.

Задачи исследования:

- определить сущность, цель и задачи процесса воспитания орфоэпической культуры младших школьников;

- обозначить основные требования к учащимся начальных классов национальной школы по указанному вопросу;

- выделить основные трудности и причины ошибок учащихся-дагестанцев в овладении орфоэпической культурой;

- раскрыть и обосновать основные методы и методические приемы формирования навыков правильного произношения, постановки ударения и интонирования.

Теоретическая значимость исследования состоит

в обосновании и актуальности выбранной нами темы для дагестанской национальной школы, где вопрос воспитания орфоэпической культуры стоит очень остро.

Практическая значимость

– разработана методическая система воспитания орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения, которая в дальнейшем может быть использована в педагогической практики и работе в дагестанской национальной школе.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и использованной литературы. В первой главе определяются сущность, цель и задачи процесса воспитания орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения, описываются требования к орфоэпической культуре учащихся начальных классов в национальной школе.

Во второй главе раскрывается методическая система воспитания орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения, основные трудности и причины ошибок учащихся-дагестанцев в процессе воспитания орфоэпической культуры младших школьников, а также приведены результаты экспериментальной проверки разработанной методической системы воспитания орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения.

В своей работе мы опирались на труды таких известных ученых-методистов, как Шурпаева М.И., Брызгунова Е.А., Магомедов Г.И., Буржунов Г.Г., Баранова М.Т., Федоренко Л.П., Львов М.Р. и др., а также передовой опыт учителей республики.

Новое о педагогике:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru