Трудности и причины ошибок учащихся-дагестанцев в процессе воспитания орфоэпической культуры младших школьников

Новое в образовании » Методическая система воспитания орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения » Трудности и причины ошибок учащихся-дагестанцев в процессе воспитания орфоэпической культуры младших школьников

Страница 1

Произносительные навыки вырабатываются в процессе длительной речевой практики, систематического выполнения специальных упражнений, составленных с учетом особенностей фонетических систем русского и родного языка.

Трудности, связанные с выработкой навыков произношения неродной речи, объясняются тем, что у ребенка до поступления в школу слух и органы речи привыкают к звукам родного языка. Он достаточно хорошо и легко воспринимает, анализирует и произносит все звуки родного языка, которые существенно отличаются от звуков русского языка. Таким образом, учащиеся дагестанской национальной школы начинают усваивать звуковую систему русского языка, имея уже сложившиеся навыки восприятия и произношения звуков родного языка.

На начальном этапе обучения произношению звуков и звукосочетаний неродного языка органы слуха детей производят сравнительно грубый звуковой анализ.

Основной задачей учителя при обучении учащихся русскому языку является выработка у них фонематического слуха, позволяющего анализировать и синтезировать речевые звуки по тем постоянным признакам, которые свойственны фонемам данного языка. По мнению Н.С. Трубецкого, «слушая чужую речь, мы при анализе слышимого непроизвольно используем привычное нам «фонологическое сито» своего родного языка. А поскольку наше «сито» оказывается неподходящим для чужого языка, постольку возникают и многочисленные ошибки, недоразумения. Звуки чужого языка получают у нас неверную фонологическую интерпретацию, так как они пропускаются через «фонологическое сито» нашего родного языка».

Не имея фонематического слуха для разграничения звуков русского языка, учащиеся-дагестанцы одинаково слышат, например, такие звуки, как [и] и [ы], мягкие и твердые согласные и др.

Фонематический слух и навыки произношения русской речи у учащихся дагестанской национальной школы могут быть выработаны лишь в процессе повседневной целенаправленной тренировки. Рекомендуется отрабатывать каждый звук с учетом фонетической позиции. Так как в национальной школе не практикуются специальные уроки обучения произношению, желательно на каждом уроке проводить фонетические пятиминутки для отработки произношения тех звуков и звукосочетаний, в произношении которых учащиеся допускают ошибки.

Таким образом, в выработке произносительных навыков слух занимает господствующее положение.

Отклонение от орфоэпических норм и типичные ошибки учащихся обуславливаются трудностями произношения:

1) звуков, отсутствующих в родном языке учащихся;

2) звуков сходных со звуками родного языка, но нетождественных им;

3) мягких и твердых согласных во всех позициях;

4) глухих и звонких согласных;

5) отдельных звукосочетаний в различных фонетических позициях;

6) отдельных согласных звуков;

7) безударных гласных и ассимилятивных явлений;

8) отдельных ударных гласных.

Определенные трудности связаны также с практическим овладением нормами ударения и интонации. Эти трудности характерны для всех учащихся дагестанской национальной школы.

Индивидуальные ошибки, характерные для носителей того или иного языка, определяются путем наблюдения над их речью, сопоставительного анализа звуков и фонетических позиций.

Путем тщательного анализа звуковых систем русского и родного языка учащихся выясняется, какие фонемы русского языка не представлены в тех или иных языках, какие фонемы, имеющиеся в дагестанских языках, отсутствуют в русском.

Для обучения произношению очень важно знать, что каждая фонема представляет собой пучок (объединение) фонологических и фонетических признаков. Замена одного из этих признаков ведет к образованию совершенно другого звука. Следовательно, трудными являются не те или иные звуки, а их отдельные дифференциальные признаки. Так, например, согласный [ф], который отсутствует в дагестанских языках, считается трудным для учащихся. Однако трудным является лишь один признак этого согласного – место образования – губно-зубная артикуляция, которая отсутствует в родных языках учащихся, за исключением лезгинского и табасаранского. Остальные признаки (щель, глухость, позиционная твердость) имеются в родных языках учащихся и не представляют трудности.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Анализ типов характера в творчестве Л. Улицкой на школьных уроках литературы
Для решения центрального вопроса анализа типов характера в творчестве Л.Улицкой на уроках литературы обычно избирается проблемный подход. При этом под характером понимается «совокупность психических свойств, из которых складывается личност ...

Понятие и значение виктимологической статистики
Если обратиться к официальной государственной отчетности МВД РФ, то можно заметить, что перечень отражаемых в ней данных неполный. Показатели уголовно-правовой статистики как одного из двух разделов судебной статистики характеризуют, с одн ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru