Первый этап
. На данном этапе определялся исходный уровень сформированности орфоэпической культуры младших школьников (по данным констатирующего эксперимента).
В констатирующем эксперименте приняли участие два вторых класса Касумкентской средней школы Сулейман-Стальского района республики Дагестан.
В самом начале прохождения в данной школе педагогической практики, мной был проведен тест, который включал 11 заданий. Я использовала тестирование как способ контроля уровня сформированности орфоэпической культуры не только в письменной, но и в устной форме. Ученики читали данные им предложения про себя, затем воспроизводили вслух. Чтение записывалось на ноутбук с помощью программы звукозаписи.
Анализ письменных работ показал, что младшие школьники допускают большое количество ошибок при постановке ударения и произношении слов. Следовательно, ученики не могли правильно и точно выражать свои мысли, что в дальнейшем могло затруднить их общение с окружающими.
Анализ звукозаписи показал, что при устном тестировании, так же как и при выполнении письменной работы, ученики начальных классов допускают ошибки при постановке ударения и произношении слов. При этом они не сомневаются, правильно или неправильно произносят слово, не задумываются, что его можно произнести иначе. Результаты констатирующего эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента
Ошибки, допущенные учащимися |
Количество учащихся, допустивших ошибки (%) | |
Экспериментальный класс (2а) |
Контрольный класс (2б) | |
1. Ошибки в постановке ударения |
52 |
48 |
2. Ошибки в произношении |
25 |
26 |
3. Ошибки в интонации |
30 |
33 |
3. Низкий словарный запас |
17 |
13 |
Анализ устных и письменных работ младших школьников подтвердил наше предположение о том, что необходима работа по формированию орфоэпической культуры речи. Учителя начальных классов должны более внимательно относиться к речи детей и корректировать ошибки в устной и письменной речи с помощью специальных упражнений.
Проведенный констатирующий эксперимент позволил сделать следующие выводы:
1. Уровень сформированности орфоэпической культуры младших школьников неудовлетворителен.
2. Ученики произносят слова не в соответствии с нормами произношения, неправильно ставят ударение в различных частях речи.
3. Словарный запас недостаточно развит
4. Все это подтверждает необходимость разработки методической системы, направленной на воспитание орфоэпической культуры младших школьников.
Второй этап
. Учащиеся экспериментального класса (2а) обучались по предложенной нами системе упражнений. Процесс обучения включал проблемные задания; упражнения выполнялись в классе и самостоятельно; младшие школьники работали индивидуально и в группах. Тренировочные упражнения были предназначены как для самостоятельной, так и для групповой работы младших школьников по закреплению полученных знаний. Механическая тренировка была сведена к минимуму, а в деятельность учеников включены такие коллективные формы работы, как групповое занятие, чтение диалогов по ролям, инсценировка отрывков из литературных произведений, создание и решение речевых ситуаций, приближенных к естественным условиям. Для самостоятельной работы младшим школьникам предлагались следующие задания: исправление ошибок в устной и письменной речи, редактирование текстов, анализ положительных и отрицательных примеров речи литературных героев, написание собственных материалов (стихотворений, песен, загадок, рассказов, сказок). Программой было предусмотрено проведение тестов, контрольных и самостоятельных работ с целью выявления и закрепления умений младших школьников.
Новое о педагогике:
Научно-методическое обоснование
Критерием успешности обучения в настоящее время является не столько уровень знаний учащихся, сколько овладение ими ключевыми учебными компетенциями. Под компетенцией, согласно В.В. Краевскому и А.В. Хуторскому, подразумевается «круг вопрос ...
Использование зрительных опор на уроках французского языка
Работа с картинкой, представляющая собой как бы «свернутую информацию» является одним из самых действенных способов активного усвоения учащимися речевого материала. Это всегда ситуация, в связи с которой требуется выбор языковых средств, и ...