Формирование у младших школьников навыков правильного произношения, постановки ударения и интонации

Новое в образовании » Методическая система воспитания орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения » Формирование у младших школьников навыков правильного произношения, постановки ударения и интонации

Страница 1

Правильное произношение – необходимое условие успешного овладения языком. С первого года обучения следует развить у учащихся слухо-произносительные навыки, которые лежат в основе формирования всех видов речевой деятельности. Поэтому для 2 класса даются упражнения, направленные на формирование и совершенствование у учащихся слухо-произносительных навыков. Эти упражнения дифференцируются на упражнения в слушании и упражнения в воспроизведении звуков. Упражнения в слушании в первом классе выполнялись в основном на слух, а во втором классе они выполняются с использованием графической опоры (печатного текста). При выполнении упражнений в воспроизведении звуков необходимо сначала прослушать образец в произношении учителя, а затем уже повторять вслед за учителем. Материалом этих упражнений служат слова, словосочетания, предложения. В одних случаях материал упражнений организован по принципу аналогии, т.е. все примеры содержат один и тот же признак, например, отработка произношения звука в

, звука ф

, звука щ.

В других случаях примеры упражнений подобраны так, что в них противопоставляются звуки по какому-нибудь знаку, например, по твердости-мягкости, глухости-звонкости и т.д. Помимо специальных упражнений на отработку правильного произношения мы рекомендуем заучивание наизусть скороговорок, рифмовок, стихов. При выполнении этих упражнений учитель может добиваться двух целей: беглости чтения и правильности произношения трудных звуков и их сочетаний и т.д.

Работа по обучению произношению более эффективна, если она строится с учетом особенностей родного языка учащихся. В этом случае внимание учителя должно быть направлено как на расхождение родного и русского языков, так и на их сходство.

Основные особенности фонетических систем дагестанских языков, обусловливающие закономерности отклонений при обучении учащихся-дагестанцев нормам русского произношения, сводится к следующему:

1. Гласные в русском языке качественно неоднородны, они изменяются под влиянием фонетического окружения. В дагестанских языках в большинстве случаев гласные однородны и лишь в значительной степени видоизменяются под влиянием фонетического окружения.

2. Качество русских гласных, а отличие от дагестанских, определяется их положением по отношению к месту словесного ударения.

3. Передние гласные [э], [и] в дагестанских языках фактически относятся к разряду передних, но они отодвинуты назад по сравнению с русскими [э], [и]. В некоторых дагестанских языках (например, в лакском) отсутствует эквивалент русского звука [а]. Имеющийся в этих языках звук [э] относится к числу фарингальных (произносящихся с гортанным оттенком).

4. Гласные [о], [у] дагестанских языков менее огубленные, чем русские [о], [у]. Звук [о] представлен лишь в аварском, кумыкском, цахурском, рутульском языках. Произношение звука [о] для кумыкских детей может быть только в начальном слоге слова.

5. Наиболее трудным для учащихся-дагестанцев является звук [ы]. Дети не отличают звук [ы] от звука [и]. Произношение и восприятие на слух позиционных вариантов русских гласных [и], [ы] представляют большие трудности для учащихся-дагестанцев, изучающих русский язык.

Учащиеся-дагестанцы не могут правильно читать слова с буквами е, ё, ю, я

после согласных (пять, мяч), потому что в родных языках в подобной позиции е, ё, ю, я

не выступают.

6. Характерным для системы согласных дагестанских языков является отсутствие противопоставления по твердости-мягкости. Почти все русские согласные могут образовываться с дополнительной артикуляцией «мягкости» и без нее. Артикуляция «мягкость», как известно, заключается в поднятии средней части языка к твердому нёбу.

Произношение мягких согласных представляет для дагестанцев большие трудности.

7. Трудными для дагестанских детей (за исключением лезгин, табасаранцев, а также носителей агульского, цахурского и рутульского языков) являются отсутствующие во многих дагестанских языках согласные [ф], [ф’]. Под влиянием родного языка дети произносят вместо [ф] и [ф’] губно-губной смычный [п].

8. Звук [в] в сопоставляемых языках акустически сходен, но имеет различную артикуляцию. Звук [в] в дагестанских языках является губно-губным (при: его произношении нижняя губа приближается к верхней губе), а в русском языке [в] – губно-зубной (при его произношении нижняя губа приближается к верхним зубам).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Этапы проектной деятельности школьников на уроках информатики
Чаще всего в курсе информатики при изучении информационных технологий выполняются исследовательские, творческие и информационные проекты, основной задачей которых является подбор и структурирование материала, подача его в логически выверен ...

История развития проблемного обучения
Проблемное обучение – это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж.Ж. Руссо. Особенно близко подходил к этой проблеме К.Д. Уш ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru