Формирование у младших школьников навыков правильного произношения, постановки ударения и интонации

Новое в образовании » Методическая система воспитания орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения » Формирование у младших школьников навыков правильного произношения, постановки ударения и интонации

Страница 1

Правильное произношение – необходимое условие успешного овладения языком. С первого года обучения следует развить у учащихся слухо-произносительные навыки, которые лежат в основе формирования всех видов речевой деятельности. Поэтому для 2 класса даются упражнения, направленные на формирование и совершенствование у учащихся слухо-произносительных навыков. Эти упражнения дифференцируются на упражнения в слушании и упражнения в воспроизведении звуков. Упражнения в слушании в первом классе выполнялись в основном на слух, а во втором классе они выполняются с использованием графической опоры (печатного текста). При выполнении упражнений в воспроизведении звуков необходимо сначала прослушать образец в произношении учителя, а затем уже повторять вслед за учителем. Материалом этих упражнений служат слова, словосочетания, предложения. В одних случаях материал упражнений организован по принципу аналогии, т.е. все примеры содержат один и тот же признак, например, отработка произношения звука в

, звука ф

, звука щ.

В других случаях примеры упражнений подобраны так, что в них противопоставляются звуки по какому-нибудь знаку, например, по твердости-мягкости, глухости-звонкости и т.д. Помимо специальных упражнений на отработку правильного произношения мы рекомендуем заучивание наизусть скороговорок, рифмовок, стихов. При выполнении этих упражнений учитель может добиваться двух целей: беглости чтения и правильности произношения трудных звуков и их сочетаний и т.д.

Работа по обучению произношению более эффективна, если она строится с учетом особенностей родного языка учащихся. В этом случае внимание учителя должно быть направлено как на расхождение родного и русского языков, так и на их сходство.

Основные особенности фонетических систем дагестанских языков, обусловливающие закономерности отклонений при обучении учащихся-дагестанцев нормам русского произношения, сводится к следующему:

1. Гласные в русском языке качественно неоднородны, они изменяются под влиянием фонетического окружения. В дагестанских языках в большинстве случаев гласные однородны и лишь в значительной степени видоизменяются под влиянием фонетического окружения.

2. Качество русских гласных, а отличие от дагестанских, определяется их положением по отношению к месту словесного ударения.

3. Передние гласные [э], [и] в дагестанских языках фактически относятся к разряду передних, но они отодвинуты назад по сравнению с русскими [э], [и]. В некоторых дагестанских языках (например, в лакском) отсутствует эквивалент русского звука [а]. Имеющийся в этих языках звук [э] относится к числу фарингальных (произносящихся с гортанным оттенком).

4. Гласные [о], [у] дагестанских языков менее огубленные, чем русские [о], [у]. Звук [о] представлен лишь в аварском, кумыкском, цахурском, рутульском языках. Произношение звука [о] для кумыкских детей может быть только в начальном слоге слова.

5. Наиболее трудным для учащихся-дагестанцев является звук [ы]. Дети не отличают звук [ы] от звука [и]. Произношение и восприятие на слух позиционных вариантов русских гласных [и], [ы] представляют большие трудности для учащихся-дагестанцев, изучающих русский язык.

Учащиеся-дагестанцы не могут правильно читать слова с буквами е, ё, ю, я

после согласных (пять, мяч), потому что в родных языках в подобной позиции е, ё, ю, я

не выступают.

6. Характерным для системы согласных дагестанских языков является отсутствие противопоставления по твердости-мягкости. Почти все русские согласные могут образовываться с дополнительной артикуляцией «мягкости» и без нее. Артикуляция «мягкость», как известно, заключается в поднятии средней части языка к твердому нёбу.

Произношение мягких согласных представляет для дагестанцев большие трудности.

7. Трудными для дагестанских детей (за исключением лезгин, табасаранцев, а также носителей агульского, цахурского и рутульского языков) являются отсутствующие во многих дагестанских языках согласные [ф], [ф’]. Под влиянием родного языка дети произносят вместо [ф] и [ф’] губно-губной смычный [п].

8. Звук [в] в сопоставляемых языках акустически сходен, но имеет различную артикуляцию. Звук [в] в дагестанских языках является губно-губным (при: его произношении нижняя губа приближается к верхней губе), а в русском языке [в] – губно-зубной (при его произношении нижняя губа приближается к верхним зубам).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Анализ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось на базе МДОУ №43 «Снежинка», в старшей группе. Основной целью I этапа эксперимента является: определение уровня связной речи детей старшей возрастной группы. Для проведения констатирующего эксперимента использовали ...

Признаки проблемного обучения
Развитию творческой познавательной деятельности учащихся во многом способствует проблемное обучение. Иногда проблемное обучение противопоставляют сложившимся в теории и практике формам методам обучения, что является глубоко ошибочным. Проб ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru