и э– [ыэ]; ж[ыэ] лáть, ш[ыэ] стóй, ц[ыэ] нá.
5. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте е, апроизносится гласный [эи], средний между е, и
(несколько ослабленный, ненапряженный): б[эи] жáть, м[эи] снóй, ч[эи] твѐрг, щ[эи] нóк,
Произношение и чтение согласных
1. Согласные ж, ш, ц
произносятся только твердо: ж[ы] ть (жить), ш[ы] ть (шить), ж[ó] лтый (жёлтый), ц[ы] фра (цúфра).
2. Согласные ч, щ
произносятся только как мягкие: чашка [ч'] ашка, чистый
[ч'] истый, щавель
[ш'] авель.
3. На месте щ
произносится долгий мягкий согласный [ш'ш
']: [ш'ш
'] ека (щека), [ш'ш
'] ётка (щётка).
4. На месте твердых звонких согласных б, в, г, д, ж, з
на конце слова произносятся соответствующие глухие согласные п, ф, к, т, с
: хлеп
(хлеб), готоф
(готов), снек
(снег), лет
(лед), нош
(нож), арбус
(арбуз).
5. На месте мягких звонких согласных бь, вь, дь, зь
на конце слова произносится пь, фь, ть, сь
: голупь
(голубь), брофь(бровь), медветь
(медведь), грясь
(грязь).
6. На месте звонких согласных б, в, г, д, ж, з
перед глухими произносятся соответствующие глухие согласные п, ф, к, ш, с
: ошип
ка (ошибка), верёф
ка (веревка), книш
ка (книжка).
7. На месте твердых глухих согласных с, т, к
перед звонкими (кроме в) произносятся твердые з, д, г
: з
делать (сделать), од
гадай (отгадай), вог
зал (вокзал).
8. На месте мягких согласных сь, ть
перед звонкими произносятся соответствующие мягкие звонкие зь, дь
: прозь
ба (просьба) и др.
9. На месте согласного г
в словах мягкий, легкийпроизносится х
: мях
кий, лех
кий.
10.В возвратных глаголах на месте сочетаний – тс-, тьс
– произносится долгое ц
: купáец
а (купается), нужно купáца
(купáться
).
11.На месте – ого, – егов безударных окончаниях атрибутивных слов произносятся – ъвъ
– краснъвъ(красного), – ьвъ
– синьвъ
(синего).
12.На месте чт, чнпроизносится шт., шн: шт
о (что), конешн
о (конечно).
13.В сочетаниях стн, зднсогласные т, д
не произносятся (лестница, поздно).
14.В словах сердце, солнцене произносятся д
и л
.
15.Предлог произносится слитно со следующим словом: [кд
] ому
(к дому), [фк
] омнате(в комнате).
Упражнения предусматривают отработку артикуляции звука в слове, словосочетании и предложении. В ходе этих упражнений последовательно отрабатываются основные фонетические категории, с различением которых связано содержание речи. Это такие категории, как: твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных, разноместность, подвижность и силовой характер русского ударения.
При правильной организации работы по обучению русскому языку в первом классе учащиеся должны уметь правильно произносить звуки русского языка. В тех случаях, когда эта работа в первом классе не была проведена на должном уровне, учителю 2 класса следует зафиксировать все случаи ошибочного произношения учащимися и вести целенаправленную и планомерную работу по устранению этих ошибок. Определенное внимание здесь необходимо уделять демонстрации звука, которая предполагает отчетливое произношение звука учителем, как в изолированном виде (отдельно), так и в слове. Известны два способа демонстрации звука: от изолированного звука – к слову и от слова – к изолированному звуку. Во втором классе целесообразнее пользоваться вторым способом. Если в слове имеются звуки, в произношении которых ошибаются дети, то необходимо выделить звук и отработать его произношение. Например, учащиеся допускают много ошибок как в произношении звука ы
Новое о педагогике:
История появления факультативных курсов
С 1967 года были предложены факультативные курсы двух видов: 1. Дополнительные главы и вопросы систематических курсов основ наук, изучаемые параллельно с занятиями по основному учебному предмету; 2. Специальные курсы, развивающие и дополня ...
Проблема развития связной речи в трудах педагогов
Внимание к проблеме развития связной речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1672), который предлагал в качестве средства развития связной речи использовать в работе с деть ...