Формирование у младших школьников навыков правильного произношения, постановки ударения и интонации

Новое в образовании » Методическая система воспитания орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения » Формирование у младших школьников навыков правильного произношения, постановки ударения и интонации

Страница 5

При произношении двусложных и трехсложных слов учитель напоминает ученикам, что ударный слог произносится протяжно и громче, а безударный, по сравнению с ударным слогом, – короче и тише.

Особое внимание надо уделять запоминанию места ударения в словах. Вводя в речь учащихся новое слово из текста или упражнения, учитель должен тренировать их в правильной постановке ударения с учетом характера ударения (постоянного или подвижного). На уроках чтения после введения нового слова следует отводить время на отработку ударения – хоровую и индивидуальную. Особое внимание нужно обратить на ощутимый момент артикуляции, который заключается в усилении напряженности и длительности ударного слога. Упражнения, предназначенные для отработки произношения гласных в безударных слогах, предусматривают основные позиции их произношения.

Материалом для упражнений служат одно-, двух-, трех- и четырехсложные слова. В упражнения включены и сочетания предлога с последующим словом: перед домом, перед школой, на улице, на работе, на уроке.

В

работе с таким материалом учитель должен обратить внимание на ударный слог и добиваться слитного произношения фонетического слова (сочетание предлога или частицы с последующим словом).

Трудность для учащихся-дагестанцев представляют слова со стечением согласных. Отсюда ошибка – вставка гласного между согласными, особенно между смычными глухими. Поэтому рекомендуем давать упражнения на отработку труднопроизносимых сочетаний звуков, сопоставление слов со стечением согласных и без стечения согласных (стол

на столе, шкаф – на шкафу, лист – листочки, на листе).

Характерной особенностью фонетической системы русского языка является противопоставление согласных по твердости-мягкости. Почти все русские согласные могут образовываться с дополнительной артикуляцией «мягкости» и без нее, которая заключается в поднятии средней части языка к твердому нёбу. В системе согласных дагестанских языков, как мы отмечали, отсутствует противопоставление по твердости-мягкости. Произношение мягких согласных представляет большие трудности для дагестанских учащихся. Поэтому в системе упражнений большое место отводится фонетическим упражнениям с этими согласными. В работе над постановкой произношения мягких согласных учитель должен знать, что основным управляемым моментом при артикуляции мягких согласных является продвижение языка в передне-средней части полости рта – и-образная окраска мягких согласных и ы – образная окраска твердых согласных.

В русском и дагестанских языках согласные делятся на глухие и звонкие. Но в отличие от русского языка, в системе глухих согласных дагестанских языков встречаются и специфические, характерные только для них звуки, которые противопоставляются по силе, смычкогортанности и придыханию: п1, т1, к1, пп, тт и др. Эти звуки оказывают определенное влияние на усвоение дагестанскими детьми закономерностей русского произношения. При наличии ошибочного произношения этих согласных учитель сможет на материале фонетических упражнений, где даны слова с глухими согласными, провести работу, которая заключается в произношении русских слов то напряженно, то ослабляя мускульное напряжение. Известно, что учитель в начальных классах не может обеспечить безакцентное произношение. Но тем не менее вместе с отработкой произношения звуков, имеющих смыслоразличительную функцию, необходимо работать и над устранением подобных фонетических ошибок.

Согласные русского языка, в отличие от согласных дагестанских языков, как мы отмечали, изменяются в зависимости от позиции: парные звонкие согласные оглушаются перед глухими и в конце слова сад [сат], зуб [зуп], редко [р'эткъ], кнúжка [кн'úшкъ]. Парные глухие согласные перед звонкими озвончаются: сделать [з'д'элът'], сбор [збор]. Перед гласными, сонорными согласными м, н, л, р, н

и в

глухие и звонкие согласные не изменяются.

В системе упражнений по произношению и чтению согласных, должны присутствовать задания на произношение слов, словосочетаний и предложений с явлением оглушения и озвончения согласных, которые позволяют обратить внимание учащихся на данное явление, показать позиционное изменение: друг г→к, книж

ка ж→ш, сделать с→з. Такие задания не только способствуют правильному произношению, но и показывают на различия в произношении (чтении) и письме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Новое о педагогике:

Подбор косметики в зависимости от цвета кожи
Розовый цвет кожи. Макияж предпочтительнее светло-розового, розово-бежевого и розово-коричневого цветов. Румяна должны быть нежного розового оттенка. Тени для век должны иметь прохладные пастельные оттенки. Можно использовать голубой, бирю ...

Этапы обучения аудированию
Обучение аудированию как деятельности предусматривает формирование аудитивных навыков и умений, а также усовершенствование механизмов рецептивного плана, которые обслуживают этот вид деятельности. Решение задач, связанных с развитием навык ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru