Формирование у младших школьников навыков правильного произношения, постановки ударения и интонации

Новое в образовании » Методическая система воспитания орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения » Формирование у младших школьников навыков правильного произношения, постановки ударения и интонации

Страница 10

Ударный и конечный безударный гласные могут быть растянуты (А это? А ты?).

На уроках чтения четвертая интонационная конструкция встречается в основном в речи учителя. Показывая предметы, он может задавать вопросы: Это мяч? А это?

Руслан читает. А Мухтар? А ты?

Пятая интонационная конструкция свойственна

восклицательным предложениям, она проявляется с местоименными словами как, какой, так, такой,

прилагательными или наречиями, где большая часть признака выражена лексически или морфологически.

Какие цветы! Сколько цветов!

Центр интонационной конструкции находится на местоименном слове, предударная часть произносится на среднем тоне. На ударном слоге тон повышается ниже среднего. Для ударного слога характерно некоторое удлинение гласного. Высокий тон сохраняется и в заударных слогах, а в одном из последних происходит понижение тона ниже среднего.

Особенностью этой

интонационной конструкции является наличие двух центров; первого – па ударном слоге слова, выражающего признак или степень его выраженности (в предложении Какие цветы!

слово какие),

второго – на ударном слоге слова, обладающего этим признаком (в данном предложении слово цветы).

При работе над интонацией восклицательных предложений полезно использовать прием сопоставления с вопросительными предложениями (ИК-2):

—Какие цветы он нарисовал? – Розы.

—Какие цветы он нарисовал! – Розы.

—А я плохо рисую.

При обучении всем типам интонационных конструкций учитель должен иметь в виду, что трудность для учащихся представляет слитное произношение отдельных частей предложения, объединенных в синтагмы. Слитность произношения можно отработать в упражнениях, в которых увеличиваются предударные и заударные части интонационных конструкций:

Он

учится. Он учится в школе.

И я

учусь в школе.

Кто? Кто

читал? Кто

читал книгу? Кто

читал интересную книгу?

Важно обратить внимание детей и на то, что интонационные ошибки могут привести к

неразличению смысла между повествовательными и вопросительными предложениями (Брат пришел. Врат пришел?), неразличению синонимического употребления при выражении просьбы (Закройте книги!) и требования (Закройте книги!).

В учебниках встречаются тексты с побудительными предложениями, в которых употребляется вводное слово пожалуйста.

Учащиеся должны знать, что это слово употребляется для смягчении просьбы или требования (например, к тексту «Пожалуйста» и «Спасибо» ставится вопрос: Когда надо говорить «пожалуйста»?).

Используя эти тексты, необходимо научить детей в своих разговорах с учителем, товарищами употреблять эти слова, а также обратить внимание учащихся на их место в предложениях. Как правило, оно употребляется после глагола (Мама сказала: «Дайте мне, пожалуйста, один килограмм сахара», Катя сказала старушке: Садитесь, пожалуйста»). Когда в побудительных предложениях слово «пожалуйста» стоит в начале предложения, говорящий смягчает свою просьбу.

Особенности интонации прямой речи следующие: после произношения слов автора делается пауза. Мама сказала: «Помогите мне вымыть посуду». В словах автора Мама сказала

ударная часть приходит на слово сказала,

которое произносится пониженным тоном. Если слова автора разрывают прямую речь, то они поизносятся резко пониженным тоном, чтобы выделить их из прямой речи: – Да это

наш Томка, – узнала Таня. – Томка, Томка, иди сюда!»

Между словами автора и прямой речью делаются паузы.

Основным приемом обучения интонации, как мы отмечали, является показ правильного образна интонирования предложения и подражание ему. В отдельных случаях можно использовать графические схемы, иллюстрирующие рисунок предложения.

Учитель читает сначала весь текст, затем по одному предложению и предлагает учащимся повторять за ним.

Для правильного интонирования конца повествовательного предложения методика предлагает прием свертывания и развертывания предложения. Учитель, прочитав часть предложения, в каждом последующем чтении добавляет слово или словосочетание. Учащиеся повторяют за учителем:

Вдруг один медвежонок увидел….

Вдруг один медвежонок увидел на дереве.:.

Вдруг один медвежонок увидел на дереве дупло. («Три медвежонка».)

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Новое о педагогике:

Тесты как средство объективной диагностики качества знаний
Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку считается тест. Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Поэтому оценка, выставляемая по ито ...

Нормативно-правовая основа организации платных дополнительных в дошкольном учреждении
Для организации дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении необходимо ориентироваться на следующие нормативно-правовые документы: 1. Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29 октября 1991г. «Ведомости Верховного Совета Рес ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru