Учитель читает весь текст, затем отдельно каждое предложение, сначала полностью, затем в усеченном (сокращенном) виде: Мама послала семилетних близнецов Олега и Романа к дедушке, в соседнее село. Мама послала Олега и Романа в соседнее село, («Как братья мед съели»)
При чтении предложений учитель обращает внимание на знаки препинания в конце предложения. Учащийся второго класса должен знать, что если в конце предложения стоит точка, то следует понижать голос к концу предложения, если вопросительный знак – повышать голос и т.д. Для отработки интонации разных типов предложений можно предложить такие задания:
– Прочитайте предложение с доски.
Кончились каникулы.
– Что стоит в конце предложения? (Точка.)
– А теперь прочтем это предложение так, как будто в конце стоит вопросительный знак.
Кончились каникулы?
Логическое ударение падает на слово кончились;
оно произносится более высоким тоном с усилением ударного слога.
– А теперь прочтем это предложение с восклицательной интонацией, с чувством радости или сожаления.
Кончились каникулы!
(Наконец-то кончились или уже кончились.)
После разбора текста и индивидуального чтения можно организовать хоровое чтение отдельных отрывков или стихотворения. Перед чтением отрывок текста или стихотворение записывается на доске со специальными пометками с указанием темпа пауз, ударений, изменения силы голоса. Такую работу с указанием темпа чтения пауз можно провести только в конце второго года обучения и в классах с сильным составом учащихся. (В основном, как мы отмечали, отработка интонирования проводится путем подражания учителю, а также с помощью ТСО.)
Можно предложить упражнения «с предварительной установкой». (Установку учитель дает на родном языке.)
Приведем некоторые образцы этих упражнений.
1. Вопросные, Учитель читает предложение, ученики получают задание: выразить удивление по поводу услышанного другим предложением. (Мой брат поедет в город. – Твой брат поедет в город? У Дины длинная коса. – У Дины длинная коса?)
2. Констатирующие. Учитель читает предложение, а ученики должны подтвердить то, что он сказал. (Утром была плохая погода. – Да, утром была плохая погода.)
3. Побудительные. Учитель дает задание: попросите своего друга (свою подругу) о чем-нибудь. (Наида, (Наби), открой, пожалуйста, окно; передай, пожалуйста, книгу.)
4. Отрицательные. Один ученик читает предложение, а другой получает задание сказать, что он не прав. (Гамзат решил правильно все задачи. Нет, он не смог решить все задачи.)
Тексты на уроках можно использовать для сопоставления разных интонационных конструкций. Например, при чтении стихотворения «Медведь» можно провести упражнение в сопоставлении повествовательных предложений с вопросительными.
Учитель: Ты куда идешь, медведь?
Ученик: В город, елку посмотреть.
Весь класс: В город, елку посмотреть?
Учитель: Да на что тебе она?
Ученик: Новый год встречать пора.
Весь класс: Новый год встречать пора?
Учитель: Где поставишь ты сё?
Ученик: В лес возьму, в свое жилье.
Весь класс: В лес возьмешь, в свое жилье?
Учитель: Что ж не вырубил в лесу?
Ученик: Жалко. Лучше принесу.
Весь класс: Жалко? Лучше принесешь?
Ученик: Да!
На уроках чтения учитель должен ориентировать учащихся читать' естественным тоном (так, как говорим, просто, понятно, целыми фразами, а не отдельными слонами); соблюдать при чтении знаки препинания; вовремя регулировать дыхание; делать соответствующие паузы не только на знаках препинания, но и по смыслу, понять и передать чувства, выраженные писателем в данном произведении, а также придать нужный тон речи его персонажам.
Начиная с первых же уроков, следует вести работу по выработке четкой и ясной дикции. С этой целью, по-нашему мнению, в методическую систему воспитания орфоэпической культуры младших школьников должны быть включены скороговорки, небольшие стишки, упражнения на чтение слов, с трудными для учащихся-дагестанцев сочетаниями звуков.
Новое о педагогике:
Направления логопедической работы по преодолению нарушения звукопроизношения
у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
Методика преодоления дефектов звукопроизношения в логопедии наиболее разработана. Очень много сделано в этом отношении профессором Ф. А. Рау, профессором М. Е. Хватцевым и другими логопедами. Цель логопедического воздействия - исправление ...
Опытно – экспериментальная работа и ее результаты
Технологии использования элементов проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий по модулю «Средства массовой информации» для студентов 2 курса ТЭФ, Государственного технического университета г. Комсомольск-на-Амуре: В результа ...