Формирование у младших школьников навыков правильного произношения, постановки ударения и интонации

Новое в образовании » Методическая система воспитания орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения » Формирование у младших школьников навыков правильного произношения, постановки ударения и интонации

Страница 7

Во втором классе дети переходят к плавному чтению, обучение которому начато еще в первом классе. Поэтому основное внимание уделяется на обучение детей орфоэпическому чтению. Для привития навыков орфоэпического чтения предусмотрены следующие виды упражнений:

1. Упражнения в чтении слов, совпадающих и не совпадающих в произношении и написании.

2. Упражнения в чтении слов с безударными гласными. Здесь указывается схема чтения: вода (о →а). Следует помнить, что наиболее эффективны в отработке слов с а, е, я

в безударных позициях упражнения в многократном чтении этих слов.

3. Упражнения в закреплении изученных правил произношения и чтения.

На уроках чтения для 2 класса предусмотрены упражнения по обучению и тренировке детей в правильном произношении как трудных для них звуков (отсутствующих в родном языке), так и направленных на предупреждение возможного отрицательного влияния случаев расхождения написания и произношения.

Обучение правильному интонированию

Интонация передает смысл высказываемого, его цель, чувство, отношение говорящего к тому, о чем говорится, а также к собеседнику и слушателю. Интонация – совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых – ударение, темп и ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса (Л.В. Щерба).

В методической литературе условиями овладения интонационной выразительностью речи считаются следующие: 1) умение распределить свое дыхание в процессе речи, 2) овладение навыками правильной артикуляции каждого звука и четкой дикцией, 3) овладение нормами литературного произношения.

Учащиеся па уроках родного языка знают, что при выразительном чтении текста для передачи идей и чувств, вложенных автором в произведение, одни места текста следует читать быстрее, другие – медленнее, громче или тише, повышая или понижая тон голоса, выделяя логическим ударением наиболее важные по смыслу слова, соблюдая необходимые паузы между частями предложения. На эти сформированные в некоторой степени навыки следует опираться при обучении интонированию русского языка.

Программа по русскому языку для второго класса требует на уроках чтения усвоить логическое ударение, грамматические и логические паузы, интонацию повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.

Работа над выразительностью речи ведется не только на уроках чтения, но и на уроках чтения. Больше всего это связано с изучением темы «Предложение», задачей которой является воспроизвести в памяти детей первичное понятие о русском предложении, его отличительных признаках от интонации предложения в родном языке. Полную определенность предложение обретает при наличии логического ударения (важного по смыслу слова). Кроме того, важно умение соблюдать логические и грамматические паузы. Грамматические паузы зависят от знаков препинания (запятая, точка, вопросительный и восклицательный знаки). Логическая пауза не зависит от знаков препинания, а определяется значением отдельных слов и частей предложения, она служит для эмоционального усиления какого-либо слова или сочетания слов. В стихотворениях логические паузы подчеркивают ритмический рисунок стиха.

За соблюдением правильной интонации необходимо следить на протяжении всего учебного года, так как практическое усвоение грамматики и правописания проходит на основе изучения предложения и работы над связным текстом.

Основная работа над выразительностью речи проводится на уроках чтения. Интонация отражает содержание произведения, богатство его идей, образов, эмоций. Основным этапом, подготавливающим детей к выразительному чтению, является выяснение конкретного содержания произведения, общего идейного замысла. Поэтому работе над интонацией при чтении предшествует анализ произведения. Дети должны с помощью учителя разобраться в произведении, представить образы героев, их взаимоотношения, должны понять, что хотел показать писатель. Только после понимания содержания текста, его анализа, следует вести работу над интонацией (выразительностью речи).

Учитель своим выразительным чтением помогает учащимся вникнуть в суть произведения, понять внутренний мир героев, мотивы их поступков и т.д.

В данном исследовании в поурочных разработках мы даем разметки текстов для учителя (проставление пауз, логических ударений, определение темпа речи, тона, громкости чтения),

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новое о педагогике:

Реформирование во время и после перестройки
Перестроечное же реформирование изначально было нацелено на разрушение сложившейся системы образования. Причём это открыто провозглашалось в докладе тогдашнего министра Э.Д. Днепрова "Развитие образования в России" (1992 г.). Осн ...

Содержание и организация деятельности МОУДО «Детско-подростковый центр «Содружество»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-подростковый центр «Содружество» создано 27 декабря 2002 года. Центр был создан в целях реализации дополнительных образовательных программ и услуг, организации ку ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru