9. Русским согласным [л] и [л’] в дагестанских языках соответствует один согласный [л]. При образовании русского [л] кончик языка упирается в верхние зубы, средняя часть его спинки ложкообразно вогнута, задняя же часть спинки несколько поднимается, что придает звуку [л] твердую окраску. С такой артикуляцией звук [л] произносится детьми перед гласными заднего ряда. Перед гласными переднего ряда в произношении учащихся-дагестанцев звук [л] смягчается, т.е. произносится звук средний между русскими [л] и [л’]. При артикуляции [л] дагестанских языков задняя часть спинки языка не поднимается, между передней и задней частями не образуются впадины. При произношении [л’] трудность для детей заключается в высоком подъеме средней части языка.
10.Между сходными в общих чертах русскими звуками [ц], [ж], [ш] и дагестанскими [ц], [ж], [ш] есть различия как артикуляционные, так и акустические. Твердые согласные [ц], [ж], [ш] произносятся как соответствующие мягкие. При произношении русских [ц], [ж], [ш] между передней и задней частью языка образуется впадина, вследствие чего эти звуки приобретают очень твердую окраску.
11.В дагестанских языках отсутствует звук щ
(долгий мягкий). Вместо долгого мягкого щ
дети произносят звук родного языка ш
. Долгий мягкий щ
от твердого шотличается тем, что при образовании первого средняя часть спинки языка слегка поднимается по направлению к твердому нёбу. Кончик языка слегка остается приподнятым, но не загнут кверху. Язык при произношении долгого мягкого щнапрягается больше, чем при произношении твердого ш
.
12.Русские согласные сочетаются более свободно, чем согласные в дагестанских языках. В русском языке, в отличие от дагестанских языков, встречается ряд сочетаний с двумя и тремя согласными в начале, в середине и в конце слова. Слог в исконно дагестанских словах не может начинаться с сочетания с+согласный. В начале и в конце слова не могут идти подряд две смычные. Смычная не может следовать за сонорной. Отсюда ошибка типа: [ъ] стол, [ъ] стакан, б[ъ] рат, [ъ] спросил, тек[и] ст,
вместо стол, брат, спросил, текст.
13. Согласные в дагестанских языках стабильны. Они почти не подвергаются позиционным изменениям. В русском языке в конце слов звонкие согласные произносятся как соответствующие глухие; звонкие согласные в позиции перед глухими согласными оглушаются: если в слове подряд идут два согласных (за исключением в, л, м, н, р
) – то согласный, стоящий перед глухим, оглушается, перед звонким – озвончается, т.е. наблюдается ассимиляция.
При отработке произношения гласных звуков нужно учитывать их позицию: сочетание гласного с твердым или мягким предшествующим согласным, положение между твердым или мягким, согласными, место гласного звука в слове по отношению к ударению и т.д.
При отработке произношения согласных важно обращать внимание на сочетание звуков, учитывать характер последующего гласного, а также положение согласного в слове и т.д.
Одним из необходимых условий успешного обучения русскому произношению является правильная речь самого учителя.
Учителю необходимо знать нормы русского литературного произношения, предусмотренные образовательным стандартом и программой по русскому языку для начальных классов дагестанской национальной школы.
Произношение и чтение гласных
1. В первом предударном слоге после твердого согласного на месте звуков а, о произносится звук (краткий а), близкий к звуку [а] ударного слога, но отличающийся от него чуть меньшим раствором рта (меньшей открытостью): глаза [гл^зá], вода [в^дá].
2. В других слогах (втором, третьем, четвертом предударных слогах и заударных слогах) на месте букв а
, о
после твердых согласных произносится звук ъ
, средний между а
и ы
, который называется редуцированным (кратким) гласным (самолет [съм^л óт], голова [гъл^вá], говорить [гъв^р’úт’], слово [слóвъ]).
3. После твердых шипящих ж, ш
и ц
на месте буквы и произносится звук ы: ж[ы] ть, ш[ы] ть, ц[ы] фра.
4. После шипящих ж, ш
и после ц
в первом предударном слоге вместо гласного е
произносится гласный, средний между ы
Новое о педагогике:
Анализ типов характера в творчестве Л. Улицкой на школьных уроках
литературы
Для решения центрального вопроса анализа типов характера в творчестве Л.Улицкой на уроках литературы обычно избирается проблемный подход. При этом под характером понимается «совокупность психических свойств, из которых складывается личност ...
Содержательный компонент теоретического материала
Агентства (обращайся) Связующее звено между потенциальным работником и работодателем. Кадровые агентства можно разделить на организации по трудоустройству и рекрутинговые. Первые занимаются в основном подбором низкоквалифицированной рабоче ...