Работа над рецензией на рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо". Конспект урока по литературе в 7 классе

Новое в образовании » Изучение творчества Л. Улицкой в школе » Работа над рецензией на рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо". Конспект урока по литературе в 7 классе

Страница 1

Тип урока - урок развития речи.

Цели урока

обучить написанию рецензии на рассказ;

развить умение оперировать необходимыми литературоведческими понятиями;

развить умение анализировать художественный текст;

развит интерес к литературе через чтение произведений современных авторов;

воспитать чувство нравственной и моральной ответственности перед людьми.

Ученик должен знать - особенности жанра святочного рассказа; - особенности жанра рецензии.

Ученик должен уметь находить типологические черты рождественского рассказа в других произведениях; должен уметь составлять рецензию.

Ученик должен уметь применять на практике основные приемы анализа художественно текста, находить художественные приемы выразительности и уметь самостоятельно их осмыслить.

Оформление доски:

Число.

Тема "Несите бремена друг друга …". Урок развития речи. Работа над рецензией на рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо".

Эпиграф к уроку. - Чудо будет, дайте срок! . Срок прошел, другой истек… Обвалился потолок… - Чудо будет, дайте срок! Лилит Козлова

Рецензия - от лат.recenio - осмотр, обследование - статья, отзыв, которые дают оценку какому-либо художественному произведению, спектаклю, кинофильму и т.д.

Примерный план рецензии:

Определение жанра произведения.

Приметы или признаки жанра в данном произведении.

Оценка рецензируемого произведения:

А) важность поставленной в нем проблемы,

Б) художественные приемы, используемые автором для решения данной проблемы.

Оксюморон - от греч. оxymoron - остроумное - глупое - один из художественных тропов; сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которого возникает новое смысловое качество.

Чудо:

нечто, происходящее под влиянием сверхъестественных сил;

нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление;

сказочное, необычное;

вызывает общее удивление, восхищение;

удивительное, поразительное.

Итоговая таблица, которая заполняется в течение урока в ходе беседы с классом

Реальность

Мечта

Эпитеты.

Беспросветно-темная очередь

Было сумрачно и хмуро

Тяжелые, темно-красные флаги

Вьюжный вечер

Бурые промерзшие листья

Белый снег

Бело-голубая капуста

Светло-голубые глаза

Сиротство

Обретение близких, любящих людей

Символы и мотивы.

Картинка с японцем

Мотив ожидания

Открытый финал

Структура урока:

Постановка цели урока.

Повторение особенностей святочного рассказа (изученных в 5 классе).

Совместная работа класса в поэтапном анализе рассказа Л. Улицкой как литературной традиции рождественского рассказа с одновременным выявлением художественных особенностей рассказа: использование приема контраста, инверсии, оксюморона, мотива ожидания и др. Выявление роли автора в раскрытии идейного замысла произведения.

Обобщение, подведение итогов урока.

Домашнее задание: написать рецензию на рассказ.

Ход урока.

Постановка цели урока.

Учитель - На сегодняшнем уроке мы будем осваивать новый вид работы, а именно, составление и написание рецензии на художественное произведение. Итак, что же такое рецензия? (Объясняется определение, записанное на доске)

Рецензия - от лат.recenio - осмотр, обследование - статья, отзыв, которые дают оценку какому-либо художественному произведению, спектаклю, кинофильму и т.д.)

Значит, конечным результатом нашей работы будет рецензия на художественное произведение, но писать рецензию на известное произведение не интересно, поэтому особенность нашего урока будет заключаться в том, что предметом нашего исследования станет произведение современного автора - рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо" . Это новый, пока мало кому известный рассказ, из ее сборника "Детство сорок девять". На эти рассказы еще нет критических отзывов, а мы с вами попробуем составить первые рецензии.

Учитель - Вы уже прочитали этот рассказ, каковы первые впечатления?

Ученик (предполагаемые ответы)- Рассказ поставил больше вопросов, чем дал ответов.

Учитель - Итак, мы приступаем к работе над рецензией. Рецензии имеет свое построение, познакомимся с планом рецензии. (Знакомство с планом рецензии, который записан на доске).

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Наиболее эффективные приемы формирования читательской компетенции и их применение
Довольно сложно привлечь сегодняшнего школьника к чтению и изучению литературы. Однако, как показывает практика, его можно и нужно заинтересовать. Н.Ю. Русова отмечает, что урок литературы необходимо делать интегративным: желательно, чтобы ...

Необходимость трудового обучения в основной и старшей школе
На уроках технологии учащиеся могут себя проявить и выразить, самоутвердиться именно как личность. У них возрождается познавательный интерес, проявляется самостоятельность и уверенность в своих силах, исчезает робость перед новыми видами д ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru