Тип урока - урок развития речи.
Цели урока
обучить написанию рецензии на рассказ;
развить умение оперировать необходимыми литературоведческими понятиями;
развить умение анализировать художественный текст;
развит интерес к литературе через чтение произведений современных авторов;
воспитать чувство нравственной и моральной ответственности перед людьми.
Ученик должен знать - особенности жанра святочного рассказа; - особенности жанра рецензии.
Ученик должен уметь находить типологические черты рождественского рассказа в других произведениях; должен уметь составлять рецензию.
Ученик должен уметь применять на практике основные приемы анализа художественно текста, находить художественные приемы выразительности и уметь самостоятельно их осмыслить.
Оформление доски:
Число.
Тема "Несите бремена друг друга …". Урок развития речи. Работа над рецензией на рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо".
Эпиграф к уроку. - Чудо будет, дайте срок! . Срок прошел, другой истек… Обвалился потолок… - Чудо будет, дайте срок! Лилит Козлова
Рецензия - от лат.recenio - осмотр, обследование - статья, отзыв, которые дают оценку какому-либо художественному произведению, спектаклю, кинофильму и т.д.
Примерный план рецензии:
Определение жанра произведения.
Приметы или признаки жанра в данном произведении.
Оценка рецензируемого произведения:
А) важность поставленной в нем проблемы,
Б) художественные приемы, используемые автором для решения данной проблемы.
Оксюморон - от греч. оxymoron - остроумное - глупое - один из художественных тропов; сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которого возникает новое смысловое качество.
Чудо:
нечто, происходящее под влиянием сверхъестественных сил;
нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление;
сказочное, необычное;
вызывает общее удивление, восхищение;
удивительное, поразительное.
Итоговая таблица, которая заполняется в течение урока в ходе беседы с классом
Реальность |
Мечта |
Эпитеты. | |
Беспросветно-темная очередь Было сумрачно и хмуро Тяжелые, темно-красные флаги Вьюжный вечер Бурые промерзшие листья |
Белый снег Бело-голубая капуста Светло-голубые глаза |
Сиротство |
Обретение близких, любящих людей |
Символы и мотивы. | |
Картинка с японцем |
Мотив ожидания |
Открытый финал |
Структура урока:
Постановка цели урока.
Повторение особенностей святочного рассказа (изученных в 5 классе).
Совместная работа класса в поэтапном анализе рассказа Л. Улицкой как литературной традиции рождественского рассказа с одновременным выявлением художественных особенностей рассказа: использование приема контраста, инверсии, оксюморона, мотива ожидания и др. Выявление роли автора в раскрытии идейного замысла произведения.
Обобщение, подведение итогов урока.
Домашнее задание: написать рецензию на рассказ.
Ход урока.
Постановка цели урока.
Учитель - На сегодняшнем уроке мы будем осваивать новый вид работы, а именно, составление и написание рецензии на художественное произведение. Итак, что же такое рецензия? (Объясняется определение, записанное на доске)
Рецензия - от лат.recenio - осмотр, обследование - статья, отзыв, которые дают оценку какому-либо художественному произведению, спектаклю, кинофильму и т.д.)
Значит, конечным результатом нашей работы будет рецензия на художественное произведение, но писать рецензию на известное произведение не интересно, поэтому особенность нашего урока будет заключаться в том, что предметом нашего исследования станет произведение современного автора - рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо" . Это новый, пока мало кому известный рассказ, из ее сборника "Детство сорок девять". На эти рассказы еще нет критических отзывов, а мы с вами попробуем составить первые рецензии.
Учитель - Вы уже прочитали этот рассказ, каковы первые впечатления?
Ученик (предполагаемые ответы)- Рассказ поставил больше вопросов, чем дал ответов.
Учитель - Итак, мы приступаем к работе над рецензией. Рецензии имеет свое построение, познакомимся с планом рецензии. (Знакомство с планом рецензии, который записан на доске).
Новое о педагогике:
Наиболее эффективные приемы формирования читательской компетенции и их
применение
Довольно сложно привлечь сегодняшнего школьника к чтению и изучению литературы. Однако, как показывает практика, его можно и нужно заинтересовать. Н.Ю. Русова отмечает, что урок литературы необходимо делать интегративным: желательно, чтобы ...
Необходимость трудового обучения в основной и старшей школе
На уроках технологии учащиеся могут себя проявить и выразить, самоутвердиться именно как личность. У них возрождается познавательный интерес, проявляется самостоятельность и уверенность в своих силах, исчезает робость перед новыми видами д ...