Примерный план рецензии:
Определение жанра произведения.
Приметы или признаки жанра в данном произведении.
Оценка рецензируемого произведения:
А) важность поставленной в нем проблемы,
Б) художественные приемы, используемые автором для решения данной проблемы.
Повторение изученного в 5 классе. Особенности святочного рассказа.
Учитель - Начинаем с первого пункта плана. Попробуйте определить жанр этого рассказа.
Ученик (предполагаемые ответы)- Святочный рассказ.
Учитель - Нам необходимо выявить, какие элементы позволят сделать такой вывод, а для этого нужно вспомнить составляющие святочного рассказа. Эти составляющие мы выявили в 5 классе при изучении таких произведений, как "Чудесный доктор" И. Куприна, "Ангелочек" Л. Андреева, "Мальчик у Христа на елке" М. Достоевского, "Девочка со спичками" Г. Андерсена.
Ученик (предполагаемые ответы)- Составляющие элементы святочного рассказа:
действие происходит в канун Рождества,
противопоставляется реальность и мечта героев,
совершение чуда,
счастливый финал.
Учитель - Все ли из названных произведений полностью соответствуют канону рождественского рассказа?
Ученик (предполагаемые ответы)- Нет, не все произведения. Каноническим вариантом святочного рассказа можно назвать только рассказ Куприна "Чудесный доктор", остальные рассказы являются литературной традицией святочного рассказа.
Учитель - Почему?
Ученик (предполагаемые ответы)- Потому что финалы всех остальных рассказов трагичны, а это противоречит самой идее рождественского праздника, который должен нести свет, радость, надежду на лучшее, веру в спасение и пробуждение человечности.
Учитель - Почему же авторы, обращаясь к жанру святочного рассказа, трансформируют его основы?
Ученик (предполагаемые ответы)- Зачастую это делается для того, чтобы противопоставить несоответствие гуманной идеи праздника Рождества антигуманной жизненной реальности.
Поэтапный анализ рассказа "Капустное чудо".
Учитель - Но вернемся к рассказу Улицкой. Как вы думаете этот рассказ канонический или литературная традиция святочного рассказа?
Ученик (предполагаемые ответы)- Литературная традиция.
Учитель - Итак, найдем элементы, позволяющие сделать этот вывод. Когда происходит действие рассказа?
Ученик (предполагаемые ответы)- В конце ноября.
Учитель - А имеет данный факт - смещение временных рамок - принципиальное значение для понимания идеи рассказа?
Ученик (предполагаемые ответы)- Нет.
Учитель - Следующий элемент "Противопоставление реальности и мечты". Составим таблицу, в которой отразим также художественные приемы, используемые автором (см. Оформление доски.).
Учитель - Какова историческая реальность событий происходящих в рассказе?
Ученик (предполагаемые ответы)- Послевоенные годы, сорок пятый - сорок шестой год.
Учитель - Охарактеризуйте это время.
Ученик (предполагаемые ответы)- Разруха, сиротство, голодное, трудное время.
Учитель - При помощи каких эпитетов автор погружает нас в этот неуютный мир?
Ученик (предполагаемые ответы)- "беспросветно-темная очередь", "было сумрачно и хмуро", "тяжелые темно-красные флаги", "вьюжный вечер", "бурые промерзшие листья". А мир мечты наполнен другими эпитетами: "белый снег", "бело-голубая капуста", "светло-голубые глаза". Используется прием контраста.
Учитель - Но кроме пейзажных зарисовок противопоставляются и внутренние состояния героев рассказа. В центре повествования находятся две девочки, две сестры, Дуся и Ольга. Посмотрим, какова их реальность и мечта. Что они желают и что они имеют?
Ученик (предполагаемые ответы)- Девочки - сироты, а их мечта - обрести семью.
Учитель - Какова композиция данного рассказа?
Ученик (предполагаемые ответы)- Повествование ведется от третьего лица. Композиционные части расположены не в хронологическом порядке.
Учитель - Как называется это прием?
Ученик (предполагаемые ответы)- Инверсия композиционных частей. Этот прием делает более выпуклым противопоставление этих двух миров.
Учитель - В современной литературе очень распространено использование символов, условных сигналов, позволяющих активировать мысль читателя. Найдем такие символы в рассказе, которые сопровождают героев на протяжении всего рассказа.
Ученик (предполагаемые ответы)- Мотив ожидания. Девочки утомительно ждут своей очереди: с самого утра до позднего вечера, когда привезли - долго разгружали, появился народ, закрыли на обед…
Новое о педагогике:
Формы индивидуализации обучения
Учебный процесс в общеобразовательной школе обеспечен рядом дидактических форм, методов и средств. Организационно осуществить индивидуализацию учебной работы можно, используя на практике различные формы индивидуализации. Гладких В.И. выдел ...
Проблема развития пространственных представлений у
дошкольников в психологии
Воспроизведение чувственных образов восприятия приводит к возникновению новых своеобразных психических образований – представлений. Представление – это воспроизведённый образ предмета, который – на основе предшествовавшего сенсорного возде ...