Работа над рецензией на рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо". Конспект урока по литературе в 7 классе

Новое в образовании » Изучение творчества Л. Улицкой в школе » Работа над рецензией на рассказ Людмилы Улицкой "Капустное чудо". Конспект урока по литературе в 7 классе

Страница 2

Примерный план рецензии:

Определение жанра произведения.

Приметы или признаки жанра в данном произведении.

Оценка рецензируемого произведения:

А) важность поставленной в нем проблемы,

Б) художественные приемы, используемые автором для решения данной проблемы.

Повторение изученного в 5 классе. Особенности святочного рассказа.

Учитель - Начинаем с первого пункта плана. Попробуйте определить жанр этого рассказа.

Ученик (предполагаемые ответы)- Святочный рассказ.

Учитель - Нам необходимо выявить, какие элементы позволят сделать такой вывод, а для этого нужно вспомнить составляющие святочного рассказа. Эти составляющие мы выявили в 5 классе при изучении таких произведений, как "Чудесный доктор" И. Куприна, "Ангелочек" Л. Андреева, "Мальчик у Христа на елке" М. Достоевского, "Девочка со спичками" Г. Андерсена.

Ученик (предполагаемые ответы)- Составляющие элементы святочного рассказа:

действие происходит в канун Рождества,

противопоставляется реальность и мечта героев,

совершение чуда,

счастливый финал.

Учитель - Все ли из названных произведений полностью соответствуют канону рождественского рассказа?

Ученик (предполагаемые ответы)- Нет, не все произведения. Каноническим вариантом святочного рассказа можно назвать только рассказ Куприна "Чудесный доктор", остальные рассказы являются литературной традицией святочного рассказа.

Учитель - Почему?

Ученик (предполагаемые ответы)- Потому что финалы всех остальных рассказов трагичны, а это противоречит самой идее рождественского праздника, который должен нести свет, радость, надежду на лучшее, веру в спасение и пробуждение человечности.

Учитель - Почему же авторы, обращаясь к жанру святочного рассказа, трансформируют его основы?

Ученик (предполагаемые ответы)- Зачастую это делается для того, чтобы противопоставить несоответствие гуманной идеи праздника Рождества антигуманной жизненной реальности.

Поэтапный анализ рассказа "Капустное чудо".

Учитель - Но вернемся к рассказу Улицкой. Как вы думаете этот рассказ канонический или литературная традиция святочного рассказа?

Ученик (предполагаемые ответы)- Литературная традиция.

Учитель - Итак, найдем элементы, позволяющие сделать этот вывод. Когда происходит действие рассказа?

Ученик (предполагаемые ответы)- В конце ноября.

Учитель - А имеет данный факт - смещение временных рамок - принципиальное значение для понимания идеи рассказа?

Ученик (предполагаемые ответы)- Нет.

Учитель - Следующий элемент "Противопоставление реальности и мечты". Составим таблицу, в которой отразим также художественные приемы, используемые автором (см. Оформление доски.).

Учитель - Какова историческая реальность событий происходящих в рассказе?

Ученик (предполагаемые ответы)- Послевоенные годы, сорок пятый - сорок шестой год.

Учитель - Охарактеризуйте это время.

Ученик (предполагаемые ответы)- Разруха, сиротство, голодное, трудное время.

Учитель - При помощи каких эпитетов автор погружает нас в этот неуютный мир?

Ученик (предполагаемые ответы)- "беспросветно-темная очередь", "было сумрачно и хмуро", "тяжелые темно-красные флаги", "вьюжный вечер", "бурые промерзшие листья". А мир мечты наполнен другими эпитетами: "белый снег", "бело-голубая капуста", "светло-голубые глаза". Используется прием контраста.

Учитель - Но кроме пейзажных зарисовок противопоставляются и внутренние состояния героев рассказа. В центре повествования находятся две девочки, две сестры, Дуся и Ольга. Посмотрим, какова их реальность и мечта. Что они желают и что они имеют?

Ученик (предполагаемые ответы)- Девочки - сироты, а их мечта - обрести семью.

Учитель - Какова композиция данного рассказа?

Ученик (предполагаемые ответы)- Повествование ведется от третьего лица. Композиционные части расположены не в хронологическом порядке.

Учитель - Как называется это прием?

Ученик (предполагаемые ответы)- Инверсия композиционных частей. Этот прием делает более выпуклым противопоставление этих двух миров.

Учитель - В современной литературе очень распространено использование символов, условных сигналов, позволяющих активировать мысль читателя. Найдем такие символы в рассказе, которые сопровождают героев на протяжении всего рассказа.

Ученик (предполагаемые ответы)- Мотив ожидания. Девочки утомительно ждут своей очереди: с самого утра до позднего вечера, когда привезли - долго разгружали, появился народ, закрыли на обед…

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Сельская школа как социальный культуросберегающий центр села
Возможности сельской школы в развитии учащихся Школа – это совокупность различные видов педагогической деятельности: обучения, воспитания, дополнительного образования, трудовой подготовки, социальной работы с детьми и их семьями. По мнению ...

Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосре ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru