Учитель должен помнить, что до чтения слов, произношение которых не совпадает с написанием, дети должны научиться правильно произносить такие слова.
Для осознаний учащимися явления оглушения звонкого согласного в конце слова можно провести следующую работу:
На доске записаны слова: мороз, сапог, зуб. Ученик читает первое слово. Учитель спрашивает у другого ученика, какой звук он услышал в конце слова (звук [с
]). Затем учитель обращает внимание на букву в конце этого слова (буква з
). Делается вывод: в конце слова мороз произносится звук [с], а пишется буква з. Чтобы дети осознали разницу в произношении и письме, на доске дается запись:
з →с
мороз – морозы
б→п
зуб – зубы
г →к
сапог – сапоги
Приемами обучения правильному произношению русских звуков в национальных школах являются следующие: имитация или простое подражание и показ артикуляции звуков, Во 2 классе самым приемлемым и наиболее распространенным является прием подражания. Он заключается в том, что учитель сам произносит звук, слог и слово с отрабатываемым звуком. Затем учащиеся повторяют за учителем, а учитель следит за произношением, заставляя произносить нужное слово каждого ученика отдельно и всех вместе.
Но не всегда этот прием дает нужный аффект, потому что дети не слышат тех русских звуков, которых нет в родном языке, и заменяют их звуками родного языка. Поэтому в подобных случаях учитель должен прибегать ко второму приему обучения произношению–показу и объяснению артикуляции звуков. Он должен объяснять работу органов речи и показывать их положение при произношении того или иного звука. Артикуляционные установки во втором классе носят элементарный характер: при произношении звука [л] кончик языка прижимается к верхним зубам, при произношении [в] нижняя губа приближается к верхним зубам; при произношении [о] язык отодвигается назад, губы вытягиваются вперед и округляются.
Ни одна ошибка в произношении учеников не должна оставаться неисправленной. Иногда бывает так, что учитель, исправляя ошибку, допущенную учеником при чтении, произносит слово правильно, а ученик, продолжая чтение, не обращает внимания на замечание учителя. Такое исправление ошибки не только бесполезно, но и вредно, потому что оно приучает детей небрежно относиться к своему произношению вообще и замечаниям учителей в частности. Ошибки в произношении нужно исправлять всегда как на уроке, так и вне урока. К чтению можно переходить только тогда, когда слово, в котором была допущена ошибка, будет правильно произнесено или прочитано всеми учащимися класса.
В начальной школе, как мы уже отмечали выше, произношение русских слов дети усваивают путем повторения слова за учителем. Учитель должен произносить безударные слоги с первых этапов обучения русскому языку соответственно нормам русского литературного произношения.
На практике часто бывает так: поскольку правописание многих безударных гласных не совпадает с произношением, учителя считают невозможным пользоваться в начальной школе нормами литературного произношения и прибегают во время диктантов к орфографическому произношению, т.е. говорят или диктуют так, как написано. Этого делать нельзя. Опыт лучших учителей показал, что уже при обучении грамоте нужно и можно учить детей произносить слоги и слова с безударными гласными, обращая внимание учащихся на разницу в произношении и правописании. Часто это выражается в такой формуле: говорим «вада», пишем «вода» и т.д.
Работа по усвоению правильного произношения русских слов должна вестись на каждом уроке.
С учетом трудности усвоения слов со звуками [л], [л'] на уроках чтения можно отработать произношение этих звуков. Например, при чтении загадки (после текста «Пчелки проснулись»).
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей–пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Можно дать дополнительное задание: прочитайте слова со звуками [л], [л'], скажите, в каких словах произносится твердый л
, а в каких мягкий л
.
Материал всех текстов дли чтении и грамматических упражнений учитель может использовать для отработки тех звуков и звукосочетаний, которые трудны дли произношения учеником, так как одни ученики быстро усваивают их произношение, а другие – только после многократного повторения. Если ученику трудно дается произношение слов с теми или иными звуками, не следует заставлять ребенка повторять эти слова многократно на одном уроке, а надо сделать паузу, т.е. вернуться к этой работе через 1–2 урока.
Новое о педагогике:
Становление проблемы формирования представлений о человеке
детей 5-6 лет
Формирование представлений о человеке в настоящее время требует обращения к вопросу о том, что же понимается под представлением. Представление - 1 - воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий. 2 - знание, понимание чего-нибудь. ...
Материальная база: средства и инструменты
Средства и материалы необходимые для работы на занятиях. Для обеспечения работы на занятиях потребуются препараты для очищения кожи, увлажняющий крем, тени для век, тушь для ресниц, карандаш для бровей, губная помада, тональная пудра. К вы ...