Формирование у младших школьников навыков правильного произношения, постановки ударения и интонации

Новое в образовании » Методическая система воспитания орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения » Формирование у младших школьников навыков правильного произношения, постановки ударения и интонации

Страница 6

Учитель должен помнить, что до чтения слов, произношение которых не совпадает с написанием, дети должны научиться правильно произносить такие слова.

Для осознаний учащимися явления оглушения звонкого согласного в конце слова можно провести следующую работу:

На доске записаны слова: мороз, сапог, зуб. Ученик читает первое слово. Учитель спрашивает у другого ученика, какой звук он услышал в конце слова (звук [с

]). Затем учитель обращает внимание на букву в конце этого слова (буква з

). Делается вывод: в конце слова мороз произносится звук [с], а пишется буква з. Чтобы дети осознали разницу в произношении и письме, на доске дается запись:

з →с

мороз – морозы

б→п

зуб – зубы

г →к

сапог – сапоги

Приемами обучения правильному произношению русских звуков в национальных школах являются следующие: имитация или простое подражание и показ артикуляции звуков, Во 2 классе самым приемлемым и наиболее распространенным является прием подражания. Он заключается в том, что учитель сам произносит звук, слог и слово с отрабатываемым звуком. Затем учащиеся повторяют за учителем, а учитель следит за произношением, заставляя произносить нужное слово каждого ученика отдельно и всех вместе.

Но не всегда этот прием дает нужный аффект, потому что дети не слышат тех русских звуков, которых нет в родном языке, и заменяют их звуками родного языка. Поэтому в подобных случаях учитель должен прибегать ко второму приему обучения произношению–показу и объяснению артикуляции звуков. Он должен объяснять работу органов речи и показывать их положение при произношении того или иного звука. Артикуляционные установки во втором классе носят элементарный характер: при произношении звука [л] кончик языка прижимается к верхним зубам, при произношении [в] нижняя губа приближается к верхним зубам; при произношении [о] язык отодвигается назад, губы вытягиваются вперед и округляются.

Ни одна ошибка в произношении учеников не должна оставаться неисправленной. Иногда бывает так, что учитель, исправляя ошибку, допущенную учеником при чтении, произносит слово правильно, а ученик, продолжая чтение, не обращает внимания на замечание учителя. Такое исправление ошибки не только бесполезно, но и вредно, потому что оно приучает детей небрежно относиться к своему произношению вообще и замечаниям учителей в частности. Ошибки в произношении нужно исправлять всегда как на уроке, так и вне урока. К чтению можно переходить только тогда, когда слово, в котором была допущена ошибка, будет правильно произнесено или прочитано всеми учащимися класса.

В начальной школе, как мы уже отмечали выше, произношение русских слов дети усваивают путем повторения слова за учителем. Учитель должен произносить безударные слоги с первых этапов обучения русскому языку соответственно нормам русского литературного произношения.

На практике часто бывает так: поскольку правописание многих безударных гласных не совпадает с произношением, учителя считают невозможным пользоваться в начальной школе нормами литературного произношения и прибегают во время диктантов к орфографическому произношению, т.е. говорят или диктуют так, как написано. Этого делать нельзя. Опыт лучших учителей показал, что уже при обучении грамоте нужно и можно учить детей произносить слоги и слова с безударными гласными, обращая внимание учащихся на разницу в произношении и правописании. Часто это выражается в такой формуле: говорим «вада», пишем «вода» и т.д.

Работа по усвоению правильного произношения русских слов должна вестись на каждом уроке.

С учетом трудности усвоения слов со звуками [л], [л'] на уроках чтения можно отработать произношение этих звуков. Например, при чтении загадки (после текста «Пчелки проснулись»).

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей–пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Можно дать дополнительное задание: прочитайте слова со звуками [л], [л'], скажите, в каких словах произносится твердый л

, а в каких мягкий л

.

Материал всех текстов дли чтении и грамматических упражнений учитель может использовать для отработки тех звуков и звукосочетаний, которые трудны дли произношения учеником, так как одни ученики быстро усваивают их произношение, а другие – только после многократного повторения. Если ученику трудно дается произношение слов с теми или иными звуками, не следует заставлять ребенка повторять эти слова многократно на одном уроке, а надо сделать паузу, т.е. вернуться к этой работе через 1–2 урока.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новое о педагогике:

Значение региональных органов власти в модернизации образования
Регионы играют значительную роль в инновационном развитии образования, поскольку: · реальная реформа не может ограничиваться единой программой действий по всей России в целом. Она не может всюду проводиться по одной и той же схеме, исходит ...

Понятие цветового типа. Определение цветотипа
Каждый человек относится к определенному цветовому типу. Это значит, что одежда и косметика определенных цветов лучше подходит данному человеку, нежели какая-то другая. Косметологи выделяют четыре таких типа: весенний, летний, осенний и зи ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru