Формирование у младших школьников навыков правильного произношения, постановки ударения и интонации

Новое в образовании » Методическая система воспитания орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения » Формирование у младших школьников навыков правильного произношения, постановки ударения и интонации

Страница 9

Вторая интонационная конструкция (ИК-2)

употребляется в вопросительных Предложениях с вопросительными словами (кто,

что

, где, почему)

и в

предложениях с обращением, волеизъявлением (требование, приказ) и противопоставлением. В вопросительных предложениях ударная часть произносится с незначительным повышением тона и усилением словесного ударения. Предударная часть произносится средним тоном или тон немножко повышен. На заударной части тон понижается ниже среднего. Центр интонационной конструкции находится на вопросительном слове, выраженном местоимением или наречием; Кто

читает книгу? Какая

это книга?

Учащиеся-дагестанцы не все умеют повышать тон на ударном слоге выделенного, слова, вопросительное предложение дети произносят средним тоном. Эти недостатки учитель должен иметь в виду при работе над данной интонационной конструкцией. В родных языках учащихся вопросительные предложения различаются по составу. Они совпадают по движению тона с повествовательными предложениями. В вопросительных предложениях с вопросительными словами русского языка тон несколько понижается к концу предложения, но он более высок, чем в повествовательных предложениях. Например; Мадина рисует. Что рисует Мадина? В первом предложении тон при произношении слова рисует

ниже, чем при произношении слова Мадина

во втором предложении.

В побудительных предложениях с обращением, волеизъявлением – приказ, требование – ударная часть произносится с сильным повышением голосу, а к концу слога тон понижается, т.е. высота тона меняется на Протяжении одного слога.

- Смотрите, я сам пуговицу к рубашке пришил! Оля, мама и бабушка посмотрели и сказали:

- Молодец! (из рассказа «Пуговица».)

Интонации повествовательных (ИК-1

), вопросительных и побудительных (ИК-2)

предложений являются самыми распространенными в русском языке. В вопросно-ответных упражнениях, диалогах реализуется эти интонационные конструкции, При чтении текстов, выполнении упражнений учителю необходимо учесть особенности этих интонационных конструкций.

Третья интонационная конструкция

(ИК-3)

употребляется в вопросительном предложении без вопросительного слова, при повторении вопроса собеседника, ответе, выражении просьбы и незавершенности высказывания. Вопрос в этих предложениях выражается только интонацией, а интонационным центром является ударный слот' выделенного вопросом слова. Слово, в котором заключен вопрос, произносится более высоким тоном. На ударном слоге выделенного слова тон резко повышается, т.е. ударная часть начинается с более высокой точки, чем предударная, В пределах слога тон продолжает повышаться и, достигнув вершины, резко падает. Предударная часть произносится па среднем тоне. На заударной части происходит резкое понижение тона ниже среднего.

Как и в повествовательном, в вопросительном предложении имеется смысловой центр высказывания, т.е. образуется вопрос при помощи логического ударения. Логическое ударение падает на то слово, в котором заключен вопрос, и это же слово произносится более высоким тоном.

Твои

друзья идут на каток? (Смысл: не кто-нибудь, а твои.)

—Твои друзья идут на каток

? (Смысл: па каток, а не в кино.)

– Твои друзья

идут па каток? (Смысл: друзья, а не братья.)

При чтении этого типа интонационной конструкции важно, чтобы дети умели правильно найти слово, в котором заключен вопрос. Отработку произношения следует начать с односложных предложений: Читает? Рисует? Решает? При чтении утих предложений необходимо добиваться повышения тона на гласном ударного слога центра и понижения тона па заударной части.

После отработки интонации односложных предложений рекомендуется перейти к полным предложениям, постепенно распространяя эти предложения: Oн? Он читает? Он читает книгу?

При работе над этой конструкцией можно использовать предметные картинки:

—Это мяч? – Да, это мяч.

—Это карандаш? – Да, это карандаш.

Четвертая интонационная конструкция

употребляется в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом а:

– Ты идешь в школу? А брат?

Ударная часть произносится на низком тоне, затем тон повышается (А брат? А сестра?).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Новое о педагогике:

Утомление в изолированном нервно-мышечном аппарате. Теории развития утомления
Утомление — сложное явление, развивающееся во всем орга­низме. Развивающееся в опыте утомление изолированной мышцы в связи с ее длительной работой выражается в постепенном уменьшении амплитуды сокращений, удлинении фазы расслабления, а так ...

Направления, формы и методы социально-педагогической поддержки детей с девиантным поведением
Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Система профилактики девиантного поведения ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru