, так и в различении звуков ы
и и
. В дагестанских языках отсутствует звук ы
.
При работе над звуком ы
необходимо создать у учащихся новую, не существующую в родном языке, артикуляторную базу. Для усвоения звука ы
необходимы упражнения в дифференциации и-ы
на слух, так как вследствие неразвитого фонематического слуха учащиеся часто ошибочно ассоциируют звук ы
со звуком и
. Объяснение звука ы
состоит из четырех компонентов: 1) демонстрация звука; 2) объяснение его произношения; 3) упражнение в разграничении ы-и
; 4) воспроизведение учащимися правильного произношения нового звука.
Демонстрация звука предполагает отчетливое произношение учителем звука ы
как в изолированном виде, так ив слове. При отработке произношения звука ыследует исходить из произношения звука и
. Учитель должен знать разницу в артикулировании звуков и
и ы
.
При произношении и
язык продвигается вперед
Кончик языка при произношении и
упирается в нижние зубы.
При произношении и
поднимается передняя и средняя часть спинки языка
При произношении ы язык должен быть оттянут назад от передних нижних зубов.
При произношении ы
кончик языка не лежит у нижних зубов, он немного приподнят и отодвинут назад
При произношении ы
поднимается задняя часть спинки языка
При постановке произношения звука ы
можно использовать артикуляцию звука и
, который в дагестанских языках, как и в русском языке является звуком верхнего подъема, среднего ряда.
Чтобы научить детей различать звуки ы-и
, рекомендуются упражнения, выполнение которых позволяет учащимся сравнивать звуковой состав слов с твердыми и мягкими согласными в сочетании с гласными ы, и
(упражнение 2 – «Гласные звуки и буквы»). Учитель произносит первую пару слов из упражнения: были-били
и объясняет значения слов. Затем учащиеся вслед за учителем повторяют эти слова. (Если у какого-либо ученика, несмотря на все усилия учителя, звук ы
сразу не получается, следует на время остановить работу с этим учеником, но вскоре вновь искать приемы постановки, подходящие для этого ученика, индивидуально работать с ним во внеурочное время. Необходимо с самого начала добиваться правильного произношения, так как исправить неправильное произношение значительно труднее, чем добиться правильной артикуляции при первоначальном изучении данного звука.
Дети читают остальные слова. Делят слова (там, где это возможно) на слоги и выделяют в них гласные ы
и и
. Затем эти слова выписывают с подчеркиванием букв ы, и.
Как уже было отмечено, во втором классе основное внимание уделяется произношению не отдельных звуков, а всего слова. Поэтому при работе над произношением слова учителю необходимо знать особенности его фонетического строения. К таким особенностям относятся: характер и место ударения в слове, произношение безударных гласных (редукция гласных), произношение групп согласных, переключение артикуляции с твердых согласных на мягкие, явления оглушения, озвончения, смягчения согласных.
Ударение в русском языке подвижное, оно может падать на любой слог в слове и на разные его морфологические элементы, оно может изменяться в пределах одного слова (пол, на полý) и играть смыслоразличительную роль (крýжки-кружкú). Ударный слог в русском слове произносится более напряженно и длительно, чем безударный. В отличие от русского сильно централизованного ударения, ударение в дагестанских языках характеризуется слабой централизованностью. В результате учащиеся-дагестанцы под влиянием родного языка произносят ударный гласный с меньшей напряженностью. Сильное ударение в русском языке вызывает количественную и качественную редукцию, т.е. сокращение длительности безударных гласных. В дагестанских языках почти отсутствует редукция. Так как словесное ударение представляет собой один из сложных для усвоения элементов звуковой стороны русского языка для учащихся-дагестанцев, в процесс обучения включено немало упражнений, направленных на овладение ритмическими моделями слов, т.е. упражнений на умение различать на слух и правильно воспроизводить ударный и безударный слоги, перейти от одного слога к другому.
Новое о педагогике:
Структура педагогического процесса
Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Кузьмина Н.В.): Цель обучения (для чего учить); Содержание учебной информации (чему учить); Методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации; Преподаватель; Уч ...
Принцип ограничения и порядка
Нарушение порядка и восстановление его - сильнейший мотив детских действий, считала Монтессори, так как ребенку нравится видеть предметы своего окружения на одном и том же месте, он старается восстановить этот порядок, если его нарушил. Он ...