Самостоятельная работа в технологии проблемной учебы

Страница 1

Проблема самостоятельной работы учеников в процессе учебы является в настоящее время одной из наиболее актуальных. Решение ее в практике школ требует особенного внимания, поскольку в повседневной деятельности учителя больше всего недостатков встречается именно в организации и проведении самостоятельной работы учеников. В исследование Б.П. Єсипова, М.О. Данилова, И.о. Онишука, П.І. Пидкасистого и других научных работников отмечается, что причины этого такие: а) формирование умений и навыков самостоятельной работы является одним из самых сложных видов деятельности педагога, что требует тщательной подготовки учителя и учеников; бы) отсутствие определенной системы в деятельности учителя по прививанию ученикам умений и навыков самостоятельной работы; в) в школьном учебно-воспитательном процессе наблюдается неправильное соотношение репродуктивных и творческих самостоятельных работ. И наконец, умственное развитие школьников в процессе учебы, их активность и самостоятельность много зависит от учебы их приемам работы и умственной деятельности.

Известно, что в усвоении учениками знаний и умений в процессе учебы ведущая роль принадлежит такому виду деятельности как мышление. Восприятие нового материала, закрепления и воссоздания его, овладение разными навыками и умениями совершенствуется при непосредственном участии мышления.

Особенность процесса мышления заключается в том, что он направлен на решение любого задания. В каждом из них закрепленная цель, на достижение которой направленный познавательный процесс ученика. Движение к цели обусловлено и совершенствуется в определенных условиях без учета условий, в которых происходит мыслительный процесс в своем двигательные к цели, тяжело достичь решения поставленного задания. Вот почему начальным моментом в процессе мышления является проблемная ситуация, которая возникает в результате затруднения, потребности что-то понять.

Процесс мышления возникает из попыток найти выход из затруднительного положения. Вследствие этого определяются пути выхода из противоречивой ситуации. Происходит определенная система действий: анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение и тому подобное. Если действия отвечают раскрытию объективных причинно-следственных действий объекта, что изучается, значит, процесс мышления завершается формированием новых представлений и понятий.

Следует заметить, что затруднение возникает в том случае, когда тот, кто познает, увидел противоречие, которое является основой затруднения и стимулом к поиску.

Первым этапом поиска является воссоздание имеющихся знаний, фактов, которые лежат рядом с новым явлением и при сопоставлении выясняется их сходство и отличие. Причем, неминуемо происходит усовершенствование опыта под углом зрения решения новых заданий. Однако задание проблемного характера строится не только на основе имеющихся знаний. Лишь улучшение старого опыта не может привести к успеху. Необходимо искать новые связки, представления, которые позволяли бы добиться правильного решения.

Поиск вступает во второй этап – накопление фактов доказательства, установления новых связей и закономерностей, которые позволяют дать исчерпывающее объяснение объекта, что изучается, и решить противоречие. Важно, чтобы ученик самостоятельно убедился, что для решения данного задания у него не достаточно знаний и загорелся желанием добыть их.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Факторы и причины попадания детей в «группу риска»
Ребенок находится под влиянием окружающей среды все время своего существования. Причем эта среда носит не сколько природный, биологический характер, сколько социальный, и от этих социальных параметров, в том числе и воспитательных, складыв ...

Структура педагогического процесса
Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Кузьмина Н.В.): Цель обучения (для чего учить); Содержание учебной информации (чему учить); Методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации; Преподаватель; Уч ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru