Проблема самостоятельной работы учеников в процессе учебы является в настоящее время одной из наиболее актуальных. Решение ее в практике школ требует особенного внимания, поскольку в повседневной деятельности учителя больше всего недостатков встречается именно в организации и проведении самостоятельной работы учеников. В исследование Б.П. Єсипова, М.О. Данилова, И.о. Онишука, П.І. Пидкасистого и других научных работников отмечается, что причины этого такие: а) формирование умений и навыков самостоятельной работы является одним из самых сложных видов деятельности педагога, что требует тщательной подготовки учителя и учеников; бы) отсутствие определенной системы в деятельности учителя по прививанию ученикам умений и навыков самостоятельной работы; в) в школьном учебно-воспитательном процессе наблюдается неправильное соотношение репродуктивных и творческих самостоятельных работ. И наконец, умственное развитие школьников в процессе учебы, их активность и самостоятельность много зависит от учебы их приемам работы и умственной деятельности.
Известно, что в усвоении учениками знаний и умений в процессе учебы ведущая роль принадлежит такому виду деятельности как мышление. Восприятие нового материала, закрепления и воссоздания его, овладение разными навыками и умениями совершенствуется при непосредственном участии мышления.
Особенность процесса мышления заключается в том, что он направлен на решение любого задания. В каждом из них закрепленная цель, на достижение которой направленный познавательный процесс ученика. Движение к цели обусловлено и совершенствуется в определенных условиях без учета условий, в которых происходит мыслительный процесс в своем двигательные к цели, тяжело достичь решения поставленного задания. Вот почему начальным моментом в процессе мышления является проблемная ситуация, которая возникает в результате затруднения, потребности что-то понять.
Процесс мышления возникает из попыток найти выход из затруднительного положения. Вследствие этого определяются пути выхода из противоречивой ситуации. Происходит определенная система действий: анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение и тому подобное. Если действия отвечают раскрытию объективных причинно-следственных действий объекта, что изучается, значит, процесс мышления завершается формированием новых представлений и понятий.
Следует заметить, что затруднение возникает в том случае, когда тот, кто познает, увидел противоречие, которое является основой затруднения и стимулом к поиску.
Первым этапом поиска является воссоздание имеющихся знаний, фактов, которые лежат рядом с новым явлением и при сопоставлении выясняется их сходство и отличие. Причем, неминуемо происходит усовершенствование опыта под углом зрения решения новых заданий. Однако задание проблемного характера строится не только на основе имеющихся знаний. Лишь улучшение старого опыта не может привести к успеху. Необходимо искать новые связки, представления, которые позволяли бы добиться правильного решения.
Поиск вступает во второй этап – накопление фактов доказательства, установления новых связей и закономерностей, которые позволяют дать исчерпывающее объяснение объекта, что изучается, и решить противоречие. Важно, чтобы ученик самостоятельно убедился, что для решения данного задания у него не достаточно знаний и загорелся желанием добыть их.
Новое о педагогике:
Материальная база: средства и инструменты
Средства и материалы необходимые для работы на занятиях. Для обеспечения работы на занятиях потребуются препараты для очищения кожи, увлажняющий крем, тени для век, тушь для ресниц, карандаш для бровей, губная помада, тональная пудра. К вы ...
Общие особенности психического развития детей с общим недоразвитием
речи
В предыдущей главе отмечалось, что процесс развития пространственных представлений зависит от физиологии ребенка: во-первых – от уровня развития и чувствительности анализаторных систем, во-вторых – от уровня развития речеслуховых систем, т ...