Самостоятельная работа в технологии проблемной учебы

Страница 2

Следовательно, в процессе проблемной учебы первая попытка решить трудности с помощью имеющегося опыта, хотя сама по себе не приводит к успеху, но важная как необходимое условие для осознания, что не достаточно не только знаний, но и появления желания пополнить их. Психическое состояние ученика к поиску создано. Он стремится добыть знание, нужны для решения трудностей, которые возникли.

Какая же при этом дидактичная роль учителя? Задание его на этом этапе поиска заключается в том, чтобы ученики имели под руками все необходимое для расширения своих знаний в каждый промежуток учебного времени, добивались лучших результатов в самостоятельной познавательной деятельности. На начальной стадии проблемной учебы ученики должны получить от учителя точные указания, где они могут найти дополнительные сведения, что с чем следует сопоставить и с какими разными вариантами они могут встретиться при ознакомлении с новым материалом. Ни в коей мере не должна снижаться активность поиска учеников, если им предварительно будет известно от учителя, что существуют разные, часто диаметрально противоположные свойства явлений и процессов. Суть поиска заключается не только в том, чтобы назвать эти свойства, а учить учеников умению раскрывать, показывать их. Организовывая этот поиск, учитель должен четко представлять, с какими трудностями в усвоении материала столкнутся слабые, средние и сильные ученики, и оказать им дифференцированную помощь.

Наблюдения свидетельствуют, что самые сильные ученики активно включаются в поиск дополнительного материала для решения поставленного задания, намечают и применяют при этом разные подходы. Они не ожидают от учителя частичного вмешательства в процесс поиска, напротив, не довольны его подсказыванием, стремятся проявить как можно больше самостоятельности. Следует отметить, что понятие “сильный ученик”, то есть способный быстро включиться в поиск и успешно вести его, не всегда совпадает с понятием хорошо успевающий.

Ученики со средней успеваемостью способны полностью включиться в познавательный поиск по данной проблеме. В отличие от сильных они нуждаются в помощи со стороны учителей. Главная трудность для них – правильно определить этапы действий по решению проблемы, последовательно и логично четко раскрыть содержание важнейшего задания. Частые ошибки в их поисковой деятельности, пропуски отдельных важных звеньев и доказательств, простое перечисление фактов без установления причин, которые породили их, отсутствие выводов и обобщений из приведенного материала. Помощь учителя должна быть направлена на предупреждение этих ошибок. Головне – донести к сознанию учеников, что составляет основу четкой логической последовательности в рассуждениях и доказательствах, которые являются причиной и следствием, без раскрытия чего поиск не даст желаемых результатов.

И, наконец, группа слабых учеников, как показали наблюдение, сначала теряется и часто отказывается от самостоятельного познавательного поиска; ожидает помощи от учителя при каждом, даже наименьшему, шаге вперед. Для них составляют большие трудности мысленно охватить в целом процесс поиска по данной проблеме, расчленить ее на важные вопросы, выбрать пути и средства их раскрытия. Характерно, что на данный вопрос они формулируют ответ, используя совсем отдаленный материал и быстро прекращают поиск, удовлетворяясь ответом лишь на какую-то часть проблемы, считая ее решенной. На начальной стадии применения в учебе познавательного поиска процесс самостоятельной деятельности для слабых учеников должен своеобразно программироваться с определением действий и источников, к которым следует обращаться. Слабых учеников в процессе познавательного поиска сначала нужно научить процессу доказательности, подтверждения уже известного. Важно также вооружить их умением контролировать ход самостоятельного поиска, сверяя его с конечным результатом, и, лишь приобретя определенный опыт самостоятельного добывания знаний, можно выдвигать этот результат в альтернативной форме.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Особенноси восприятия детьми книжных иллюстраций
Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная илл ...

Место и статус философии в системе образования университета
Современное положение философии в системе высшего образования может быть охарактеризовано как глубоко-кризисное, причем данная ситуация является характерной и для всей группы фундаментальных гуманитарных дисциплин в целом. Чтобы ответить н ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru