Самостоятельная работа в технологии проблемной учебы

Страница 2

Следовательно, в процессе проблемной учебы первая попытка решить трудности с помощью имеющегося опыта, хотя сама по себе не приводит к успеху, но важная как необходимое условие для осознания, что не достаточно не только знаний, но и появления желания пополнить их. Психическое состояние ученика к поиску создано. Он стремится добыть знание, нужны для решения трудностей, которые возникли.

Какая же при этом дидактичная роль учителя? Задание его на этом этапе поиска заключается в том, чтобы ученики имели под руками все необходимое для расширения своих знаний в каждый промежуток учебного времени, добивались лучших результатов в самостоятельной познавательной деятельности. На начальной стадии проблемной учебы ученики должны получить от учителя точные указания, где они могут найти дополнительные сведения, что с чем следует сопоставить и с какими разными вариантами они могут встретиться при ознакомлении с новым материалом. Ни в коей мере не должна снижаться активность поиска учеников, если им предварительно будет известно от учителя, что существуют разные, часто диаметрально противоположные свойства явлений и процессов. Суть поиска заключается не только в том, чтобы назвать эти свойства, а учить учеников умению раскрывать, показывать их. Организовывая этот поиск, учитель должен четко представлять, с какими трудностями в усвоении материала столкнутся слабые, средние и сильные ученики, и оказать им дифференцированную помощь.

Наблюдения свидетельствуют, что самые сильные ученики активно включаются в поиск дополнительного материала для решения поставленного задания, намечают и применяют при этом разные подходы. Они не ожидают от учителя частичного вмешательства в процесс поиска, напротив, не довольны его подсказыванием, стремятся проявить как можно больше самостоятельности. Следует отметить, что понятие “сильный ученик”, то есть способный быстро включиться в поиск и успешно вести его, не всегда совпадает с понятием хорошо успевающий.

Ученики со средней успеваемостью способны полностью включиться в познавательный поиск по данной проблеме. В отличие от сильных они нуждаются в помощи со стороны учителей. Главная трудность для них – правильно определить этапы действий по решению проблемы, последовательно и логично четко раскрыть содержание важнейшего задания. Частые ошибки в их поисковой деятельности, пропуски отдельных важных звеньев и доказательств, простое перечисление фактов без установления причин, которые породили их, отсутствие выводов и обобщений из приведенного материала. Помощь учителя должна быть направлена на предупреждение этих ошибок. Головне – донести к сознанию учеников, что составляет основу четкой логической последовательности в рассуждениях и доказательствах, которые являются причиной и следствием, без раскрытия чего поиск не даст желаемых результатов.

И, наконец, группа слабых учеников, как показали наблюдение, сначала теряется и часто отказывается от самостоятельного познавательного поиска; ожидает помощи от учителя при каждом, даже наименьшему, шаге вперед. Для них составляют большие трудности мысленно охватить в целом процесс поиска по данной проблеме, расчленить ее на важные вопросы, выбрать пути и средства их раскрытия. Характерно, что на данный вопрос они формулируют ответ, используя совсем отдаленный материал и быстро прекращают поиск, удовлетворяясь ответом лишь на какую-то часть проблемы, считая ее решенной. На начальной стадии применения в учебе познавательного поиска процесс самостоятельной деятельности для слабых учеников должен своеобразно программироваться с определением действий и источников, к которым следует обращаться. Слабых учеников в процессе познавательного поиска сначала нужно научить процессу доказательности, подтверждения уже известного. Важно также вооружить их умением контролировать ход самостоятельного поиска, сверяя его с конечным результатом, и, лишь приобретя определенный опыт самостоятельного добывания знаний, можно выдвигать этот результат в альтернативной форме.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Система коррекционно – логопедической работы
Логопедическая работа с детьми-дизартриками базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учета личностных особенностей детей. Положительные результаты логопедич ...

Корректировка губ
Идеальными считаются симметричные губы - уголки губ лежат на одной горизонтальной линии, расстояние от уголков до центра должно быть одинаковым. Прогиб верхней губы должен располагаться на вертикальной оси, проведенной по центру губ. Асимм ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru