Тестовый контроль и его проблемы в процессе обучения иностранному языку

Страница 1

Начиная с 70-х годов, в отечественной практике преподавания иностранных языков роль тестирования постоянно растет. Свидетельство этому — рост количества публикаций, защит диссертаций, проводимых семинаров по тестированию и т.п., а также большой интерес преподавателей и учителей к тестированию и большее применение тестов в их повседневной учебной работе.

Кроме преподавательских и обучающих тестов большое значение имеют лингводидактические тесты, особенно для решения таких ключевых проблем методики преподавания иностранного языка, как, например, проблемы познания процесса усвоения иностранного языка, понимание сущности коммуникативной компетенции, проблемы оптимизации методики преподавания иностранного языка данному контингенту учащихся в конкретных условиях обучения и др.

Основная роль тестирования в преподавании иностранного языка заключается в обратной связи (в широком смысле) и в контроле (в узком смысле), и, чем теснее взаимосвязаны тестирование и учебный процесс, тем эффективнее учебный процесс и качественнее тестирование.

Вопрос о роли тестирования в практике преподавания иностранного языка во многом сводится к раскрытию функции тестов, преимуществ и недостатков тестов, а также к соотношению тестовых и нетестовых форм контроля. Указанное соотношение в основном зависит от применяемой методики обучения иностранного языка, а также от наличия подходящих тестов, возможностей их разработки и от других, обстоятельств. Очевидно, что, чем выше административный и организационный уровень контроля и соответственно больше охват обучаемых и учебного материала, тем выше потребность именно в тестовой методике контроля.

Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий.

Результаты проверки тестов анализируются учителем и служат для него, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой - самооценкой работы самого учителя, что позволяет ему внести необходимые коррективы в процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок школьников. С целью профилактики ученики записывают возможные типичные ошибки в специальные тетради, дополняя это правилами (на русском языке), разъясняющими ту или иную грамматическую структуру, и несколькими, наиболее характерными и четкими примерами на употребление её в речи.

Большинство тестов имеет несколько вариантов (они помечены звездочкой). В этом случае учитель готовит (по числу учеников в группе) раздаточные карточки долговременного пользования с заданиями. При одном варианте задание диктуется или записывается на классной доске. Работу с тестам рекомендуется проводить за 10—15 минут до, конца урока. Так, тест позволяет проверять одновременно всех учащихся класса/группы; выполнение теста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на любом занятии; при выполнении теста все учащиеся поставлены в равные условия - они работают в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом, что исключает влияние на оценку их ответов такого фактора, как везение/невезение; тест дает возможность включать большой объём, материала и контролировать не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользования им. Перечисленные и некоторые другие характеристики тестов, безусловно, свидетельствуют о целесообразности их использования в учебном процессе.

Все чаще находят применение как упражнения, предназначаемые для овладения учащимися тем или иным языковым материалом или отдельными речевыми умениями. В соответствии с этим в литературе всё чаще появляется термин «обучающий тест». Данным термином, по-видимому, целесообразно воспользоваться при противопоставлении тестов этого назначения контролирующим тестам. Такое противопоставление в настоящее время совершенно необходимо, поскольку в современном учебном процессе тесты - даже при том ограничении заданий, которые мы предлагаем относить к тестам,— отчетливо выполняют две различные функции: контролирующую и обучающую. В зависимости от предписываемой им функции к ним предъявляются различные требования, и составляются они по-разному, хотя внешне очень схожи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое о педагогике:

История развития системы Монтессори
Вот уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, разбираю ...

Личность ребенка младшего школьного возраста
В возрасте 7-11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллекти ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru